Психологами было установлено, что наиболее стимулирующий к деятельности эффект имеет цель, находящаяся на верхней границе выполнимости. Полностью деморализованные слишком жестким планом сотрудники вместо выполнения этого плана могут его просто игнорировать и работать так, как если бы бюджета не было вовсе.
Не миновал этот недостаток и бюджетную систему ООО «Липецкая городская энергетическая компания». «Недотягивание» до плановых показателей по продажам и перерасход в расходных статьях также создают в организации атмосферу напряжённости.
Проблема перекладывания менеджерами ответственности друг на друга возникает как результат распределения персональной ответственности между отдельными менеджерами. Поскольку процесс бюджетирования затрагивает все центры ответственности, почти в каждом из отдельных функциональных бюджетов есть показатели, ответственность за формирование которых (а также за отклонения фактических значений от плановых) несут менеджеры двух или более центров ответственности. В случае, когда отклонение такого рода значимо, у менеджера, ответственного за выполнение данного бюджета, может возникнуть желание разделить эту ответственность или даже перенести ее на другого линейного руководителя.
В системе бюджетирования ООО «Липецкая городская энергетическая компания» этот недостаток присутствует, но выражен крайне слабо, так как ответственность за выполнение отдельных статей бюджета персонифицирована. Но даже при этом условии зачастую при выяснении причин отклонения бюджета от плановых показателей достаточно сложно выявить первопричину последних и ответственное за них лицо.
Кроме того, система бюджетирования требует для своего внедрения и поддержания определенных, и немалых, затрат. Расчет нормативов в денежном и натуральном выражении, подготовка нормативных калькуляций, классификаторов бюджетов, центров ответственности и статей, их пересмотр при изменениях рыночной ситуации и условий производства – все это требует значительных затрат, прежде всего времени работы сотрудников. Все эти работы следует проводить с достаточной периодичностью, поскольку слишком частые или слишком редкие пересмотры нормативов могут подорвать доверие к ним и к бюджетам в целом, а также снизить аналитическую ценность этой системы для принятия управленческих решений. Кроме того, функционирование достаточно разработанной системы бюджетов невозможно «вручную», оно требует внедрения компьютерной информационной системы со специальными модулями, позволяющими вести обработку такого рода информации, и приобретение такой системы является дополнительными затратами для организации.
Процесс бюджетирования и связанная с ним система контроля являют собой, пожалуй, самый яркий пример межличностных взаимодействий в организации - поиска компромисса, распределения ответственности и стимулирования по результатам. Бюджеты выполняют люди, именно они решают, как им достичь поставленной перед ними цели и что делать, если что-то пойдет не так, как надо. И, так же как и везде, где дело касается человеческих отношений, всегда остается место для субъективных факторов.
Вопрос доверия данным бюджета также присущ системе бюджетирования ООО «Липецкая городская энергетическая компания». Объясняется это, в основном, «молодостью» бюджетной системы организации и её масштабами. Регламент разработан как временный документ и ещё должен пройти проверку на практике. Коренным образом он меняться вряд ли будет, но отдельные моменты в дальнейшем будут отредактированы высшим менеджментом компании, что позволит избежать многих вышеперечисленных недостатков системы бюджетирования ООО «Липецкая городская энергетическая компания».
Налоговое планирование
Основным элементом налоговой политики организации является налоговое планирование. Основными целями налогового планирования являются: - оптимизация налоговых платежей; - минимизация налоговых потерь по конкретному налогу; - минимизация налоговых потерь по совокупности налогов. Результатом реализаци ...
Пофакторный анализ финансового состояния малого предпринимательства в регионе
В период становления рыночных отношений в Украине все больше внимания уделяется региональным проблемам малого предпринимательства. Государственная поддержка выражается в первую очередь в издании законодательных и нормативных актов, которые определяют основные направления и формы правового, экономич ...
Финансовые ресурсы коммерческих организаций
Финансовые ресурсы коммерческой организации – это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства. Финансовые ресурсы и капитал представляют собой главные объекты ...