Финансовая аналитика » Государственный долг Российской Федерации » Государственный бюджет и бюджетный дефицит

Государственный бюджет и бюджетный дефицит

Страница 2

Прямые налоги практически невозможно перенести на потребителя. Косвенные же налоги могут перекладываться непосредственно на потребителя. Причем степень тяжести, с которой косвенные налоги переносятся на потребителя, во многом зависит от эластичности спроса и предложения на те товары и услуги, которые облагаются налогами. Так, чем менее эластичен спрос на товары, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. А чем менее эластично предложение по цене, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, большая его часть уплачивается за счет прибыли. Эластичность предложение, как известно, в долгосрочной перспективе растет, а это значит, что все большая часть налога перекладывается на потребителя.

Налоговая структура развитых стран существенно отличается от налоговой структуры развивающихся стран. В развитых странах основу поступления в государственный бюджет составляют прямые налоги. В развивающихся же странах доходная часть государственного бюджета в основном формируется за счет косвенных налогов. Однако, такая налоговая система является регрессивной, что проявляется в том, что большая часть налогового бремени ложится на бедные слои населения.

Кроме налоговых поступлений формирование доходной части бюджета обеспечивают неналоговые платежи, под которыми подразумевают доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от государственной собственности или от деятельности, а также от внешнеэкономической деятельности. К неналоговым поступлениям государственного бюджета также относятся безвозмездные платежи и остаток средств на конец предыдущего года, который зачисляется в доходы бюджета текущего года.

Помимо того, что через бюджет аккумулируются денежные средства, с его помощью также осуществляется распределение этих средств на удовлетворение нужд государства. Расходы государства направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов направляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Однако, прежде всего, главной задачей государственного бюджета является обеспечение устойчивого экономического развития страны.

Бюджетные средства могут формироваться и использоваться посредством бюджетного или кредитного метода. Бюджетный метод заключается в том, что часть денежных доходов населения, субъектов хозяйствования изымается безвозмездно в форме налогов, обязательных платежей, средства из бюджета также предоставляются безвозмездно. Кредитный метод имеет место в том случае, когда бюджетные средства формируются за счет поступлений, как от внешних, так и от внутренних займов, и расходуются на выдачу кредитов и ссуд. На практике, как правило, основная часть бюджетных средств формируется на основе бюджетного метода.

Таким образом, государственный бюджет отражает два взаимосвязанных процесса – мобилизация ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с потребностями государства.

Основные задачи государственного бюджета заключаются, прежде всего, в обеспечении обороноспособности страны, сохранении и восстановлении окружающей среды, и поддержке экономических субъектов. Кроме вышеперечисленных функций на бюджет ложится нагрузка, связанная с перераспределением ВВП между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики, поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности. К задачам государственного бюджета также можно отнести выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны и преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан. Кроме того, с помощью государственного бюджета правительство может стимулировать экономику на этапе экономического спада и сдерживать на этапе подъема.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Понятие и виды кризисных ситуаций на предприятиях
Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.[1] Кризисные ситуации могут возникать любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расш ...

Подготовка лизинговой сделки лизингополучателем
Общество с ограниченной ответственностью «Гласстрейд» является хозяйственным обществом, уставный капитал которого разделен на доли определенные уставом и действует на основании Устава и законодательства РФ. Устав общества зарегистрирован Государственной регистрационной палатой при Министерстве Респ ...

Понятие, сущность и классификация налогов
На протяжении многих столетий определение самого понятия «налог» строилось на основании различных теорий налогообложения. Теоретики финансовой науки, исследуя проблемы налогообложения, на одно из первых мест всегда ставили именно определение налога. Рассмотрим несколько определений данного понятия ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru