Финансовая аналитика » Государственный долг Российской Федерации » Государственный бюджет и бюджетный дефицит

Государственный бюджет и бюджетный дефицит

Страница 3

Главным сторонником и основоположником активного использования государственного бюджета для воздействия на экономику в ХХ столетии стал английский экономист Дж. Кейнс. Кейнс также ввел понятие бюджетно-налоговой политики как реального инструмента регулирования экономики страны.

Исходя из взглядов сторонников кейнсианской теории, бюджетно-налоговая, или фискальная, политика является эффективным способом воздействия на совокупный спрос через изменение величины налогообложения, трансфертов и государственных расходов. В настоящее время экономисты, даже те из них, кто критикует позиции кейнсианцев, в основном также трактуют сущность фискальной политики. В современной экономической теории задачи фискальной политики заключаются в создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионам, а также стимулирование эффективности производства и социальной сферы.

Бюджетно-налоговую политику в экономической литературе принято подразделять на два типа: дискреционную и недискреционную. Дискреционная бюджетно-налоговая политика подразумевает сознательное манипулирование государственными расходами и налогообложением, осуществляемое правительством с целью воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение. Недискреционная бюджетно-налоговая политика предполагает автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, возникающие в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Несомненно, что важной характеристикой государственного бюджета является соотношение его доходной и расходной частей. Выделяют три типа соотношения доходных и расходных статей бюджета. В первом случае для государственного бюджета характерно полное соответствие его доходной и расходной статей. Государственный бюджет, отвечающий данным условиям, в экономической литературе называется сбалансированным. Если же наблюдается несоответствие между доходной и расходной статьями государственного бюджета, то это говорит о наличии профицита, т.е. превышение доходов бюджета над его расходами, либо дефицита государственного бюджета, который выражается в недостатке доходной части. Естественно, наиболее предпочтительной будет ситуация, когда государственные доходы полностью соответствуют потребностям государства в денежных средствах. Однако, на практике сбалансированный бюджет имеет место крайне редко. Чаще всего государство сталкивается с ситуацией, когда расходная часть государственного бюджета превышает его доходную часть. В этом случае принято говорить о дефиците государственного бюджета.

Таким образом, под дефицитом государственного

бюджета в современной экономической литературе понимается величина, на которую государственные расходы превышают доходы в конкретном году.

Дефицит государственного бюджета классифицируется на общий и первичный дефицит. Под общим дефицитом подразумевают разницу между текущими доходами и расходами государственного бюджета, в то время как первичный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.

Бюджетный дефицит связан с объемами производства, что позволяет различать фактический, циклический и структурный дефицит государственного бюджета.

Фактический дефицит отражает отрицательную разницу между фактическими доходами и расходами правительства. Циклический дефицит связан с автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности. От величины данного вида дефицита во многом зависит степень встроенной стабильности экономики.

В фазе циклического спада Y1<Y0, и поэтому налоги автоматически сокращаются, а трансферты населению растут. В результате действия встроенных стабилизаторов увеличивается дефицит государственного бюджета на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада (Рис.1).

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Проблема соединения федерализма с правовым государством
В число важнейших принципов федеративных отношений входят принципы верховенства федеральной Конституции по отношению ко всем иным правовым актам, принимаемым как федеральными, так и региональными органами власти, а также приоритета федеральных законов над законодательством субъектов Федерации. Эти ...

Анализ рентабельности предприятия
Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибы ...

Местные налоги и местный бюджет
Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое госуд ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru