Финансовая аналитика » Проблемы и тенденции развития процедуры досудебного урегулирования налоговых споров » Пробелы досудебного урегулирования налоговых споров

Пробелы досудебного урегулирования налоговых споров

Страница 1

Проблемы, существовавшие ранее в функционировании системы досудебного разрешения налоговых споров во многом переняты новым структурным подразделением органов ФНС в России.

Те недочеты, на которые указывали аналитики в функционировании той системы, так и остались неисправленными - рекомендовалось контрольную структуру организовать в рамках вышестоящего органа - Министерства финансов, однако сделано все наоборот - налоговики контролируют налоговиков, в связи с чем зачастую возникает ситуация, когда «рука руку моет».

О слабой развитости и неэффективности досудебного порядка разрешения споров говорится в последнее время очень много.

По вопросу о необходимости его совершенствования высказывался даже Президент Российской Федерации В.В. Путин, отметивший, что «необходимо развивать широко зарекомендовавшие себя в мире методы судебной практики, имея в виду досудебное и судебное урегулирование споров посредством переговоров и мирных соглашений, а также альтернативные способы разрешения конфликтов .».

О повышении роли и эффективности использования досудебных стадий высказывался и действующий Председатель ВАС РФ А.А. Иванов, который указал, что одним из способов снижения загруженности судов является «досудебное урегулирование конфликтов, ускоренные, упрощенные формы разрешения споров на ранней стадии судопроизводства по наиболее простым делам, по делам, в которых фигурируют сравнительно небольшие денежные суммы».

Было подчеркнуто, что «широкое применение таких мер позволит ускорить и удешевить правосудие и для государства, и, что особенно важно, для сторон, для граждан К решению суда надо относиться с изрядной долей фатализма».

Между тем состояние урегулированности производства по обжалованию решений, действий (бездействия) налоговых органов вызывает много обоснованных нареканий.

Попытаемся выделить и дать характеристику основным проблемам, которые необходимо решить для повышения эффективности досудебного порядка рассмотрения налоговых споров.

1. Отсутствие реальных гарантий мер предупреждения и пресечения нарушения прав налогоплательщиков

Как отмечается, под мерами административного пресечения следует понимать «меры защиты» как «оперативные действия органов государственного управления, которые заключаются в прекращении юридических аномалий путем понуждения субъектов к исполнению лежащих на них административных обязанностей.

Основополагающим правомочием по предупреждению и пресечению нарушения прав налогоплательщика является правомочие подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), представляющее собой реализацию активной формы правомочия.

Правомочие требовать ее рассмотрения от налогового органа обеспечивается всей совокупностью предусмотренных Налоговым кодексом РФ процедур и процессуальных сроков по разрешению поданной жалобы. Отметим, что при вынесении решения по делу о налоговом правонарушении процесс реализации налоговой ответственности вступает в заключительную стадию.

Так, налоговый орган в порядке ст. 70 НК РФ направляет налогоплательщику требование о добровольной уплате налога, пени, штрафа.

При его неисполнении в течение обычно 10 дней осуществляется принудительная процедура взыскания недоимки и пени. В порядке п. 3 ст. 46 НК РФ в срок 60 дней выносится решение о взыскании в бесспорном порядке, на основе которого выставляются инкассовые поручения в банк. Соответственно ст. 140 НК РФ, касающейся порядка рассмотрения жалобы, установлены два процессуальных срока.

Так, в п. 1 ст. 140 НК РФ указано, что жалоба налогоплательщика рассматривается в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом. Пунктом 3 ст. 140 НК РФ предусмотрено, что решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца.

В налоговой практике встал вопрос об общем сроке рассмотрения и принятия решения по жалобе.

Некоторые специалисты отмечают, что налоговым законодательством установлены предельные сроки, в течение которых принимается решение по жалобе - 1 месяц (ст. 140 НК РФ), причем течение срока рассмотрения жалобы начинается с того дня, когда жалоба получена и зарегистрирована налоговым органом.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Сущность, цели и задачи бюджетирования
Одной из главных функций управления предприятием является планирование его деятельности с последующим контролем за реализацией принятых планов [8]. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми ...

Основные направления политики валютного курса России
В течение 2009 года ситуация на внутреннем валютном рынке существенно изменялась под воздействием внешних факторов. Курсовая политика Банка России в этих условиях была направлена на обеспечение стабильности национальной финансовой системы и сглаживание влияния последствий мирового финансового кризи ...

Принципы принятия инвестиционных решений
Принятие тех или иных инвестиционных решений, прежде всего, обусловлено целями и задачами каждого отдельного инвестиционного проекта. Таким образом, можно условно выделить две составляющие показателей эффективности проекта: качественную и количественную. Первая, как правило, является достаточно абс ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru