В результате в целом за январь-декабрь реальный эффективный курс рубля увеличился всего на 4,7% (по итогам 2010 г.: +9,6%) и к концу года оставался на уровне середины 2008 г. (см. Рис. 4.5). Официальный курс доллара к рублю за 2011 г. вырос на 1 руб. 72 коп.: к концу декабря курс доллара составил 32,20 руб. по сравнению с 30,48 руб. на 31 декабря 2010 г. При этом рубль ослаб по отношению к бивалютной корзине 1: стоимость бивалютной корзины увеличилась за аналогичный период на 1 руб. 55 коп. - с 34,91 до 36,46 руб.
Следовательно, в 2011 г. ситуация складывалась таким образом, что по итогам года курс рубля и в номинальном, и в реальном выражении изменился незначительно практически при отсутствии вмешательства ЦБ РФ в функционирование валютного рынка. Иными словами, обстоятельства складывались для Банка России благоприятно. При этом ЦБ РФ допустил ослабление курса рубля в августе - октябре, однако благодаря повышению общего положительного сальдо платежного баланса в конце года курс рубля вновь начал расти.
Курсовая политика в 2012 - 2013 годах будет направлена на удержание в приемлемых границах волатильности российской национальной валюты. При этом Банк России видит своей задачей последовательное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования и подготовку субъектов экономики к работе в условиях плавающего валютного курса.
На стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование механизма плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины на уровнях в интервале от 32,15 по 38,15 рублей с автоматической корректировкой границ в зависимости от объема осуществленных валютных интервенций. Для обеспечения сглаживания изменений курса, не обусловленных фундаментальными факторами, Банк России сохранит возможность проводить операции по покупке/продаже иностранной валюты как на границах, так и внутри плавающего операционного интервала. Вместе с тем Банк России не будет задавать каких-либо фиксированных количественных ограничений на уровень курса национальной валюты. Основными факторами изменения курса рубля будут баланс внешнеторговых операций и динамика трансграничных потоков капитала при растущей роли последних.
В настоящее время сохранение положительного сальдо внешнеторговых операций создает условия для укрепления национальной валюты, однако по мере выравнивания торгового баланса значение данного фактора будет снижаться. Вместе с тем повышающийся вклад в формирование курсовых тенденций динамики потоков капитала, которые зависят от трудно прогнозируемого развития ситуации на мировых финансовых рынках и характеризуются высокой волатильностью, формирует значительную неопределенность в динамике курса рубля в среднесрочной перспективе. В этих условиях существенно повышается важность управления валютными рисками экономическими агентами на всех уровнях, а также возрастает роль процентной политики, проводимой Банком России, как для обеспечения финансовой стабильности, так и для выполнения целевых ориентиров по инфляции. [26]
Управление распределением и использованием прибыли
Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее
формирования, но и характером ее распределения. Распределение прибыли[8]
представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предпр ...
Основные направления налоговой политики Российской Федерации
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее – Основные направления налоговой политики) разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период. И являются одним из документов, к ...
Проблемы перераспределения налогового бремени и воздействия налогов на
экономическую активность
Налоговая система представляет собой инструмент долговременного действия, её формирование должно осуществляться с учетом перспективных тенденций развития экономики. Регулирующая роль налогового инструментария в условиях кризисной экономики далеко не бесспорна, однако ограничивать функции налогов в ...