Финансовая аналитика » Налоговое регулирование в сфере предпринимательства в РК » Направления совершенствования налогового регулирования малого и среднего бизнеса

Направления совершенствования налогового регулирования малого и среднего бизнеса

Страница 3

Зачет или возвращение из бюджета сумм НДС осуществлять с корректировкой на инфляцию;

Разрешать производственным предприятиям малого и среднего бизнеса зачет переплаченных сумм НДС в счет предстоящих платежей по другим налогам;

Малым предприятиям, занимающимся приоритетными направлениями деятельности установить срок уплаты НДС - один раз в квартал исходя из фактических оборотов и независимо от объемов среднемесячных платежей. В условиях отсутствия эффективных методов стимулирования предпринимательской активности, на наш взгляд, государственная поддержка должна осуществляться через предоставление конкретных налоговых льгот. Если государство выдвигает в качестве приоритета развитие этого сектора экономики, то необходимо создавать режим наибольшего благоприятствования, особенно для предприятий производственной сферы. Мировая практика наглядно свидетельствует о том, что даже в условиях развитой рыночной экономики нельзя достичь стопроцентного равенства в налогообложении. Любое государство при реализации своей экономической политики использует широкий спектр инструментов налогового регулирования.

Возможность использования налогов в качестве инструмента, регулирования хозяйственной деятельности, вытекает из самой их природы, внутренней сущности и функций. Реализация этой возможности осуществляется через налоговый механизм.

Испытывая постоянную потребность в средствах, государство стремится реализовать через инструмент налогов максимально возможный объем финансовых средств. При этом законодатель максимально упрощает налоговый механизм с точки зрения гарантированного поступления в государственные фонды. Государство готово пойти в этом стремлении на явную несправедливость по отношению к плательщику: изъять у него часть ресурсов, необходимых ему для нормального воспроизводства, переложить тяжесть налогового бремени с истинного владельца доходов и имущества на покупателя его продукции и услуг, допустить двойное обложение и т.д.

Такого рода фискальная политика подрывая условия финансовой деятельности предприятия, тем самым подрывает основы своего существования сужает налоговую базу, а также способствует криминализации экономики, провоцируя массовое уклонение от уплаты налогов.

Ужесточение налогового бремени не всегда приводит к увеличению налоговых поступлений. Увеличивая налоговое бремя государство способно оказаться в "налоговой ловушке", когда в результате снижения заинтересованности в получении дохода, определенное количество субъектов рынка уходит в теневую экономику или вообще прекращает свою деятельность.

Другое начало налогов образуется с регулирующим воздействием государства на экономику. В данном случае налог по направленности своего воздействия становится сродни государственному: он направляет ход предпринимательской деятельности в то русло, которое представляется наиболее целесообразным с точки зрения общества в целом. Соответственно налоговый механизм в этом случае строится на совершенно иных принципах по сравнению с теми, когда требуется гарантированное поступление государственных доходов. Здесь акцент смещается в сторону стимулирования плательщика к определенным действиям, и государство ради достижения нужного ему воздействующего эффекта должно пойти на временную потерю части налоговых средств, что особенно ярко проявляется в предоставлении всевозможных льгот по налогам.

Суть налогового регулирования состоит не в том, как это считают многие экономисты, что посредством изъятия средств в бюджет государство получает ресурс для поддержания других субъектов рыночного хозяйства и отдельных социальных групп населения, а в том, что государство воздействует на налогоплательщика именно через само изъятие собственности. В основе налогового регулирования лежит механизм "отрицательного финансирования", который позволяет предприятию - плательщику не вносить в бюджет налоги или уплачивать их не полностью в случае, если оно выполняет предусмотренные налоговым законодательством условия для такого снижения налогового изъятия, Механизм "отрицательного финансирования" может иметь и другую разновидность: при определенных условиях размер налога повышается сверх обычно установленной законом величины. В этом случае налог используется как автоматически применяемая экономическая санкция. Воздействие налогового механизма на интересы предпринимателя гораздо эффективнее, чем воздействие с помощью предоставления финансовых ресурсов. Это объясняется тем, что "отрицательное финансирование" не требует от государства дополнительных ресурсов. Государство сознательно лишается части своих доходов с тем, чтобы были выполнены условия осуществления хозяйственной деятельности, находящиеся в интересах общества. При бюджетном финансировании (в форме дотации, государственного заказа, долевого участия) для достижения необходимого эффекта государство вынуждено изыскать соответствующие ресурсы, при этом у хозяйствующего субъекта возникают иждивенческие настроения и безответственность, поскольку средства бюджета как правило, предоставляются на безвозвратной и бесплатной основах.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Понятие, цели и задачи оценки кредитоспособности банком
В современной экономике России в период становления и развития нового типа экономических отношений, когда хозяйствуют субъекты самостоятельны в выборе большинства принимаемых ими решений, вопрос о необходимости разработки эффективной программы управления капиталом имеет первостепенное значение. Соб ...

Налоговая система РФ: понятие и структура. Порядок установления и введения налогов и сборов на территории РФ
Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. В Российской Федерации налоговая система устанавливается специфическим законодательством о налогах и сборах, которое охватывает следующие нормативно-правовые акты: Налоговый кодекс РФ, ...

Организация планирования
Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов ( ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru