Финансовая аналитика » Налоговое регулирование в сфере предпринимательства в РК » Направления совершенствования налогового регулирования малого и среднего бизнеса

Направления совершенствования налогового регулирования малого и среднего бизнеса

Страница 2

В условиях почти монополизированного рынка и беспрепятственного роста цен, НДС становится рычагом способствующим инфляции. Между тем, зарубежная практика свидетельствует о том, что не фискальная, а именно регулирующая функция налога на добавленную стоимость делает его привлекательным для широкого применения.

Вторым недостатком является то, что момент фактической уплаты НДС, и тем более, авансовых платежей по нему, намного опережает момент реализации облагаемой продукции. Положение ещё более усугубляется в условиях применения в налоговом учете метода начисления. При методе начисления, моментом осуществления реализации считается не день поступления средств на расчетный счет, а день отчуждения или отгрузки товаров. Следовательно, предприятие должно уплатить НДС независимо от того поступила ли выручка от реализованной продукции. Даже если предположить, что продукция реализована своевременно и полностью и деньги за реализацию поступили на расчетный счет, сумма НДС принимаемая предприятием в зачет, будет по своей значимости (с учетом инфляции) меньше чем была уплачена поставщикам. При методе начисления существует большая вероятность отвлечения собственных оборотных средств предприятия на уплату НДС. Причем, срок на который отвлекаются эти средства зависит от времени поступления выручки на расчетный счет. Долг будет рассматриваться как сомнительный лишь по истечении двух лет и сумма НДС может быть принята в зачет, только по истечении этого срока, причем без корректировки на инфляцию. Действующая практика взимания НДС особенно тяжело отражается на деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. В условиях острой нехватки финансовых ресурсов, отсутствия собственной производственной базы, дополнительное отвлечение оборотных средств усугубляет и без того тяжелое экономическое положение данного сектора экономики.

Изучение зарубежного опыта применения НДС позволяет сделать вывод о наличии в его механизме сильного регулирующего начала.

В какой-то мере регулирующая функция НДС реализуется через применение дифференцированных ставок. Однако, дифференциация ставок налога на добавленную стоимость не всегда экономически обоснована. Предпочтительнее все же единые ставки, поскольку облегчается ряд проблем учета, а также более равномерно распределяется налоговое бремя, кроме того, становится более очевидным механизм воздействия НДС на поведение предприятий. В том случае, если все потребление облагать по единой ставке, то НДС будет нейтральным по отношению к взаимозаменяемым товарам и не окажет воздействия на выбор потребителя. Тогда (в условиях финансовой стабильности при устойчивой склонности к накоплению) налог на добавленную стоимость будет пропорционален по отношению к потребителю и регрессивен по отношению к доходу.

Дифференцированные ставки налога используются с целью понижения его регрессивности. Например, низкие ставки можно устанавливать на товары первой необходимости, спрос на которые малоэластичен по цене, что позволит уменьшить регрессивный характер НДС по отношению к доходу и внесет элемент прогрессивности налогообложения в зависимости от потребления. Более высокие ставки налога целесообразно устанавливать на предметы роскоши, что позволит уменьшить налоговое бремя на группы с низкими доходами при постоянном уровне налогового изъятия и не уменьшении бюджетных поступлений. Такого же результата можно добиться при единой ставке налога на добавленную стоимость, введя одновременно с этим повышенное акцизное обложение товаров элитного потребления. Какой способ предпочтительнее в каждом конкретном случае - вопрос всецело тактический.

Альтернативой данному предложению может служить установление основной ставки НДС на уровне 12% с одновременной дифференциацией ставок от 0 до 12 %, в зависимости от потребительских свойств товаров. По посланию Президента РК за 2012 год, данный налог должен был уменьшен на определенную сумму. При этом минимальные ставки нужно установить для товаров первой необходимости, лекарственных препаратов, продуктов питания, обеспечивающих прожиточный минимум населению.

Анализ действующей практики исчисления НДС позволяет сделать вывод о необходимости принятия следующих мер по совершенствованию механизма его взимания. Исключить из облагаемого НДС оборота суммы акциза, таможенных платежей и амортизационных отчислений;

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Налоговая реформа 1998 года в Турции
Нынешняя налоговая система Турции сложилась в ходе более чем 75–летних преобразований, являвшихся составной частью европеизации политических и социально–экономических институтов, их эволюции из полуфеодальных и шариатских в рыночные и светские. Турецкие налоги в республиканский период неоднократно ...

Предварительная оценка финансового состояния организации и изменений ее финансовых показателей за отчетный период
Данный вид финансового анализа предназначен для общей характеристики финансовых показателей орга­низации, определения их динамики и отклонений за отчетный период. 1 этап: Характеристика основных финансовых показа­телей организации. Анализ начинается с определения по данным бухгалтерского баланса ве ...

Налоговые доходы региональных бюджетов
1. Налог на доходы физических лиц действует с 1 января 1992 г. Его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками от: · источников в РФ и от источников за пределами РФ – для физических лиц, яв ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru