Анализ отклонений «план-факт» имеет важное значение в системе управления кредиторской задолженностью, так как анализ отклонений часто запаздывает в качестве побуждения. При соответствующих значениях «план-факт» может потребоваться новое видение плана, например на основе факторов внешней экономической среды, такого фактора, к примеру, как инфляция или кредитная система и др.
В условиях инфляции и роста цен на сырье, материалы оборот важнее прибыли. С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует применять модели договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты – от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.
Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:
1) если снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что это отражается на увеличении общей прибыли от реализации данной продукции. Другими словами, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат;
2) если система скидок интенсифицирует приток денежных средств в условиях дефицита на предприятии. При этом возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок;
3) если система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.
Как видим, речь вновь идет о спонтанном финансировании. В условиях инфляции оно ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.
Сделаем сравнительную оценку двух следующих вариантов краткосрочного финансирования предприятием-продавцом:
1) предоставление скидки ради скорейшего притока денежных средств;
2) получение кредита без предоставления скидки.
На 2012 год ОДО «Внешгомельстрой» планирует следующие показатели:
инфляционный рост цен – в среднем 2% в месяц;
договорной срок оплаты – 1 месяц;
при оплате по факту отгрузки в начале месяца – скидка 3%;
банковский процент по краткосрочному кредиту – 40% годовых;
рентабельность альтернативных вложений капитала – 10% годовых.
Рассчитаем финансовый результат по двум указанным выше вариантам финансирования (таблица 3.3).
Таблица 3.3 − Сравнительная оценка вариантов краткосрочного финансирования предприятием-продавцом
Показатель |
Предоставление скидки |
Кредит |
1 Индекс цен |
1,02 |
1,02 |
2 Коэффициент дисконтирования |
0,98 |
0,98 |
3 Потери от скидки с каждой 1000 руб., руб. |
30 |
- |
4 Потери от инфляции с каждой 1000 руб., руб. |
1000–1000*0,98=20 | |
5 Доход от альтернативных вложений капитала, руб. |
(1000–30)*0,1*0,98=95,06 |
(1000*0,1)*0,98=98 |
6 Оплата процентов, руб. |
((1000*40%)/100%)/12=33,33 | |
7 Финансовый результат, руб. |
95,06–30=65,06 |
98–20–33,33=44,67 |
Как видно из расчета, при предоставлении скидки фирма может получить доход больше, чем при использовании кредита.
Одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение разумного соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием при использовании скидок.
Денежно-кредитная
политика как важнейшее направление в стабилизации денежного обращения
Современная денежно-кредитная политика России имеет небольшой период становления и соответственно опыт достижения поставленных целей. Сложности ее реализации связаны с неразвитостью денежно-кредитных и финансовых отношений рыночного типа, а также тяжелым состоянием экономики. При этом меры кредитно ...
Организация бюджетного процесса в Российской Федерации
Планирование и утверждение федерального бюджета за прошедшие 2009,2010,2011 года. ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год" 1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2009 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 40 420,0 мл ...
Усиление роли органов государственного финансового контроля в субъектах
Российской Федерации
В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации действуют разнообразные органы парламентского контроля (комитеты парламентского или государственного контроля, контрольно-счетные или просто счетные палаты, контрольно-бюджетные комитеты, разного рода комиссии и т.д.). Многие из них дей ...