С начала внедрения в российскую практику НДС не утихали споры о целесообразности его использования, механизме изъятия, уровне ставок, льготах и т.д.
В 2007 году удельный вес
налога на добавленную
стоимость в налоговых доходах федерального бюджета составил 37
%, в 2008 году - всего лишь 24 %, и это, в свою очередь, «заставило»
задуматься чиновников о необходимости реформирования.
На налоговой конференции в 2007 году председатель экспертного совета Комитета по бюджету и налогам ГД РФ М. Ю. Орлов обоснованно назвал ситуацию с администрированием НДС критической: ее надо срочно модифицировать либо отменять налог и заменять его другим [9].
Существующие методика расчета НДС и система его администрирования позволяют недобросовестным налогоплательщикам применять различные способы уклонения от его уплаты и создают дополнительные проблемы тем, кто исполняет обязанности по уплате налога.
В настоящее время растет число заявлений о возмещении НДС, а также увеличивается задолженность по признанным возмещениям. Макроэкономические цифры показывают, что рост данных возмещений не соответствует подъему экономики - увеличение внутреннего валового продукта отстает от темпов возмещения НДС. Значительный объем возмещений основан на мошеннических действиях.
Борьба с мошенничеством, как правило, ведется путем ужесточения правил возмещения рассматриваемого налога, отчего, в первую очередь, страдают добросовестные налогоплательщики. Сегодня любое законопослушное предприятие находится в зоне риска негативных последствий от этой борьбы. И действительно, ни одно предприятие не застраховано от того, что в его книге покупок появится счет-фактура, поставщиком в котором окажется фирма-однодневка. И тогда начнутся проблемы. Факт не сдачи отчетности поставщиком может быть расценен налоговыми органами как достаточное доказательство того, что сумма НДС, принятая к вычету по такому счету-фактуре, есть не что иное, как недоимка в бюджет со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Как показала практика, наибольшие трудности с возмещением НДС в настоящее время испытывают экспортеры продукции отраслей перерабатывающей промышленности, то есть те, в развитии деятельности которых в наибольшей степени нуждается отечественная экономика.
В связи с ужесточением правил возмещения НДС возрастает нагрузка на арбитражные суды, что требует дополнительного их финансирования. По данным Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по бюджетной и налоговой политике, более половины трудозатрат бухгалтеров предприятий и сотрудников налоговых инспекций связаны с исчислением и уплатой НДС. Процедуры, связанные с этим налогом, обладают и наибольшей коррупционноемкостью.
Выше перечисленное «говорит» о достаточно серьезных проблемах в администрировании НДС, да и само существование данного налога к настоящему времени поставлено под сомнение. Эксперты указывают на ряд недостатков НДС, которые ставят под сомнение целесообразность его применения в нашей стране.
Во-первых, уровень собираемости НДС в нашей стране по различным оценкам не превышает 60-80 %.
Во-вторых, НДС - достаточно сложный налог и для налогоплательщиков, и для проверяющих. Он требует высокой квалификации сотрудников бухгалтерии налогоплательщика и налоговых органов, что увеличивает стоимость администрирования налога как для частного, так и государственного секторов экономики.
Анализ административных издержек по НДС, проведенный в странах Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показал, что для обеспечения соответствующих сборов государство тратит около 100 долларов США в год на каждого плательщика НДС. В то же время каждый плательщик налога тратит около 500 долларов США в год на обеспечение соответствия требованиям налогового учета и отчетности по НДС [20]. Вряд ли указанный уровень издержек можно распространить на российскую практику, так как он во многом зависит от общего уровня оплаты труда. Тем не менее, показательным является соотношение административных издержек налогоплательщика и государства. Можно говорить, что основная нагрузка по администрированию НДС возложена на частный сектор. Получается, что издержки и бизнеса и государства, связанные с администрированием НДС, крайне высоки. Следовательно, в нынешнем виде налог на добавленную стоимость - неоправданно «дорогой» налог.
Еще одним недостатком налога является то, что особенности его исчисления и уплаты предъявляют достаточно высокие требования к уровню образования налогоплательщиков и государственных служащих, тем самым существенно снижают эффективность налога при его непрофессиональном использовании.
Существенным недостатком НДС является и его уязвимость при наличии существенного неформального сектора. Значительный неформальный сектор может нивелировать достоинства НДС по сравнению с другими косвенными налогами
Экономическая сущность финансовых результатов предприятия
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффектив ...
Развитие малого предпринимательства в Республике Казахстан и его
современное состояние
Необходимость поддержки малого предпринимательства в Казахстане сегодня признана в качестве приоритетной сферы экономической политики. Выдвижение ее в приоритет является предпочтительной с точки зрения обеспечения занятости населения и создания отечественного товаропроизводителя на рынке потребител ...
Анализ кредиторской задолженности
Кредиторской называют задолженность организации другим организациям, работникам и лицам, которые возникают в ходе различных фактов хозяйственной деятельности. Кредиторская задолженность делится на краткосрочную или долгосрочную кредиторскую задолженность (долгосрочные и краткосрочные пассивы). К до ...