С начала внедрения в российскую практику НДС не утихали споры о целесообразности его использования, механизме изъятия, уровне ставок, льготах и т.д.
В 2007 году удельный вес
налога на добавленную
стоимость в налоговых доходах федерального бюджета составил 37
%, в 2008 году - всего лишь 24 %, и это, в свою очередь, «заставило»
задуматься чиновников о необходимости реформирования.
На налоговой конференции в 2007 году председатель экспертного совета Комитета по бюджету и налогам ГД РФ М. Ю. Орлов обоснованно назвал ситуацию с администрированием НДС критической: ее надо срочно модифицировать либо отменять налог и заменять его другим [9].
Существующие методика расчета НДС и система его администрирования позволяют недобросовестным налогоплательщикам применять различные способы уклонения от его уплаты и создают дополнительные проблемы тем, кто исполняет обязанности по уплате налога.
В настоящее время растет число заявлений о возмещении НДС, а также увеличивается задолженность по признанным возмещениям. Макроэкономические цифры показывают, что рост данных возмещений не соответствует подъему экономики - увеличение внутреннего валового продукта отстает от темпов возмещения НДС. Значительный объем возмещений основан на мошеннических действиях.
Борьба с мошенничеством, как правило, ведется путем ужесточения правил возмещения рассматриваемого налога, отчего, в первую очередь, страдают добросовестные налогоплательщики. Сегодня любое законопослушное предприятие находится в зоне риска негативных последствий от этой борьбы. И действительно, ни одно предприятие не застраховано от того, что в его книге покупок появится счет-фактура, поставщиком в котором окажется фирма-однодневка. И тогда начнутся проблемы. Факт не сдачи отчетности поставщиком может быть расценен налоговыми органами как достаточное доказательство того, что сумма НДС, принятая к вычету по такому счету-фактуре, есть не что иное, как недоимка в бюджет со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Как показала практика, наибольшие трудности с возмещением НДС в настоящее время испытывают экспортеры продукции отраслей перерабатывающей промышленности, то есть те, в развитии деятельности которых в наибольшей степени нуждается отечественная экономика.
В связи с ужесточением правил возмещения НДС возрастает нагрузка на арбитражные суды, что требует дополнительного их финансирования. По данным Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по бюджетной и налоговой политике, более половины трудозатрат бухгалтеров предприятий и сотрудников налоговых инспекций связаны с исчислением и уплатой НДС. Процедуры, связанные с этим налогом, обладают и наибольшей коррупционноемкостью.
Выше перечисленное «говорит» о достаточно серьезных проблемах в администрировании НДС, да и само существование данного налога к настоящему времени поставлено под сомнение. Эксперты указывают на ряд недостатков НДС, которые ставят под сомнение целесообразность его применения в нашей стране.
Во-первых, уровень собираемости НДС в нашей стране по различным оценкам не превышает 60-80 %.
Во-вторых, НДС - достаточно сложный налог и для налогоплательщиков, и для проверяющих. Он требует высокой квалификации сотрудников бухгалтерии налогоплательщика и налоговых органов, что увеличивает стоимость администрирования налога как для частного, так и государственного секторов экономики.
Анализ административных издержек по НДС, проведенный в странах Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показал, что для обеспечения соответствующих сборов государство тратит около 100 долларов США в год на каждого плательщика НДС. В то же время каждый плательщик налога тратит около 500 долларов США в год на обеспечение соответствия требованиям налогового учета и отчетности по НДС [20]. Вряд ли указанный уровень издержек можно распространить на российскую практику, так как он во многом зависит от общего уровня оплаты труда. Тем не менее, показательным является соотношение административных издержек налогоплательщика и государства. Можно говорить, что основная нагрузка по администрированию НДС возложена на частный сектор. Получается, что издержки и бизнеса и государства, связанные с администрированием НДС, крайне высоки. Следовательно, в нынешнем виде налог на добавленную стоимость - неоправданно «дорогой» налог.
Еще одним недостатком налога является то, что особенности его исчисления и уплаты предъявляют достаточно высокие требования к уровню образования налогоплательщиков и государственных служащих, тем самым существенно снижают эффективность налога при его непрофессиональном использовании.
Существенным недостатком НДС является и его уязвимость при наличии существенного неформального сектора. Значительный неформальный сектор может нивелировать достоинства НДС по сравнению с другими косвенными налогами
Объект налогообложения и налоговая база при переходе на УСН
Выбор объекта налогообложения осуществляется организацией (предпринимателем) до начала налогового периода, в котором впервые будет применена "упрощенка". Налогоплательщик, который захочет поменять избранный объект налогообложения после подачи заявления о переходе на этот спецрежим, обязан ...
Эффективность "амортизационной премии" как составляющей амортизации
С течением времени подход к начислению амортизации неоднократно изменялся. До некоторого времени (до 2006 г.) амортизацию рассматривали как процесс постепенного переноса стоимости ОС на изготавливаемый продукт по мере его производства. Однако с 1 января 2006 г. такой подход к начислению амортизации ...
Акцизы . Водный налог
Налоговое законодательство в Российской Федерации построено на принципе единства финансовой политики государства, проявляющегося в установлении единых налогов на всей территории РФ. Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налогов: федеральный; субъектов РФ; местный.[1]Федеральный налог – это т ...