2. Нормальная независимость финансового состояния, которая гарантирует платежеспособность:
± ФС < 0 ; ± Фт ³ 0; ± Фо ³ 0; (1.3.8)
т.е.: S(Ф) = {0, 1, 1};
3. Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, но при котором все же сохраняется возможность восстановления равновесия путем пополнения источников собственных средств за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов:
± ФС < 0 ; ± Фт < 0; ± Фо ³ 0; (1.3.9)
т.е.: S(Ф) = {0, 0, 1}.
Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования. Собственного капитала и долго- и краткосрочных кредитов и займов не хватает для финансирования материальных оборотных средств, то есть пополнение запасов идет за счет средств, образующихся в результате замедления погашения кредиторской задолженности, т.е.: S(Ф) = {0, 0, 0}.
В отечественной хозяйственной практике используется система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса и возможности восстановления платежеспособности предприятия, представленная в Приложении 3 [15. С.72].
При этом существуют множество авторских моделей прогнозирования банкротства. Широкое распространение в качестве инструментов прогнозирования банкротства отечественных промышленных предприятий получили зарубежные аналитические модели Э. Альтмана, Р. Таффлера. При этом наибольшее признание в российской практике оценки деятельности хозяйствующих субъектов, анализа и прогнозирования банкротства снискали модели Э. Альтмана (двухфакторная и пятифакторная).
Самой простой моделью прогнозирования банкротства является двух факторная Э. Альтмана, которая используется в американской практике:
Z2 = 0,3877 + (-1,0736) х Х1 + 0,579 х X2, (1.3.10)
где X1- показатель текущей ликвидности;
Х2 - показатель удельного веса заемных средств в активах.
Если результат расчета значения Z2 <0, то вероятность банкротства невелика, если Z2 >0, то высока вероятность банкротства [43. С.261].
При прочих равных условиях вероятность банкротства тем меньше, чем больше коэффициент текущей ликвидности и меньше коэффициент финансовой зависимости:
- для компаний, у которых Z = 0, вероятность банкротства - 50%;
- если Z < 0, то вероятность банкротства меньше 50% и далее снижается по мере уменьшения Z;
- если Z > 0, то вероятность банкротства больше 50% и возрастает с ростом Z.
Таффлер разработал следующую четырехфакторную модель:
Z = 0,53 х Х1 + 0,13 х Х2 + 0,18 х X3 + 0,16 х Х4, (1.3.11)
где Х1 - отношение прибыли от продажи к краткосрочным обязательствам;
Х2 - отношение оборотных активов к сумме обязательств;
X3- отношение краткосрочных обязательств к сумме активов;
Х4 - отношение выручки к сумме активов.
Если величина Z-счета больше 0,3, это говорит о том, что у фирмы неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно [43. С.262].
Наибольшую известность в области прогнозирования угрозы банкротства получила пятифакторная Z-модель Альтмана. Индекс Альтмана (индекс кредитоспособности) представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период.
В общем виде индекс кредитоспособности (Z-счет) имеет вид:
Z = 1,2 х Х1 + 1,4 х Х2 + 3,3 х X3 + 0,6 х Х4 + 1,0 х Х5, (1.3.12)
где Z - интегральный показатель уровня угрозы банкротства;
Х1- отношение собственных оборотных активов (чистого оборотного капитала) к сумме активов;
Оценка рентабельности деятельности предприятия
Результативность функционирования предприятия чаще всего оценивается показателями рентабельности (доходности). Для правильной оценки причин изменений коэффициентов рентабельности предприятия за анализируемый период целесообразно предварительно обобщить данные форм бухгалтерской и статистической отч ...
Общие положения о налоге на транспорт
Основным критерием, по которому хозяйствующему субъекту присваивается статус налогоплательщика в целях применения гл.28 "Транспортный налог" НК РФ, является регистрация транспортного средства. Данный вывод следует из положений ст.357 НК РФ. В соответствии с ней плательщиками транспортного ...
Мониторинг реализации ведомственных целевых программ
Мониторинг реализации ведомственных целевых программ должен быть одним из базовых мероприятий аудита результативности бюджетных расходов в системе главных распорядителей бюджетных средств. На основе данных мониторинга принимаются решения о проведении контрольных мероприятий и оформляются отчеты об ...