Российские предприятия всех отраслей промышленности сталкиваются с возрастающей конкуренцией. Поэтому огромное значение для каждого из них приобретает проблема формирования долгосрочных конкурентных преимуществ на целевых сегментах рынка. Основы этого закладываются путем разработки и реализации инвестиционной политики фирмы – комплекса мероприятий, направленных на завоевание и укрепление рыночных позиций в долгосрочной перспективе. При ее формировании определяются приоритетные направления капиталовложений, и устанавливается оптимальное (по критерию повышения конкурентоспособности фирмы) распределение ресурсов между ними. Результаты реализации инвестиционной политики зависят от качества менеджмента на предприятии, его способности работать с потенциальными инвесторами с целью привлечения дополнительных источников финансирования. В зависимости от степени решения этих задач управление может либо содействовать развитию, либо тормозить его.
Наличие высококачественного менеджмента, способного обеспечить как эффективное использование собственных и привлеченных финансовых ресурсов, так и качественное решение задач повышения конкурентоспособности, является ключевым фактором успеха в реализации рыночной стратегии предприятия. Поддержание конкурентоспособности – чрезвычайно актуально для отечественных предприятий и заслуживает отдельного рассмотрения. В данной статье мы остановимся на связанной с ним проблеме организационного обеспечения выработки и реализации инвестиционных решений. Всякое вложение капитала является результатом принятия определенного решения.
Если в плановой экономике этот процесс для первичного хозяйственного звена был строго регламентирован специальными нормативно-правовыми актами и вписан в общую систему экономического и социального развития страны на пятилетку, то сейчас такие решения принимаются непосредственно на предприятии. Более того, данный процесс для предприятия стал крайне сложен, поскольку принимать инвестиционные решения приходится, сообразуясь с воздействиями множества факторов внешней и внутренней среды. Среди них – политическая и общеэкономическая нестабильность, несовершенство правовой базы инвестиционной деятельности, недостаток финансовых ресурсов и т.д. Отметим также, что главным критерием принятия того или иного инвестиционного решения стала экономическая эффективность, важнейшим элементом которой является конкурентоспособность фирмы на целевом рынке. В отечественной экономической литературе названной проблеме, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание, хотя именно правильная организация процесса принятия и реализации инвестиционных решений является важнейшим фактором успеха предприятия в долгосрочной перспективе.
Рассмотрим некую идеальную с точки зрения эффективности модель принятия решения об осуществлении инвестиционных вложений в реальный сектор экономики.
Процесс принятия такого решения охватывает все стадии инвестиционного цикла от момента возникновения идеи и до утверждения инвестиционного проекта руководством предприятия и его внесения в план капитальных вложений. Под инвестиционной идеей мы будем понимать предложение об осуществлении капитальных вложений в конкретный объект (приобретение оборудования). Но до того как стать инвестиционным решением, идея должна пройти ряд последовательных этапов. С точки зрения эффективности идеальной является ситуация, при которой каждое функциональное подразделение предприятия, каждое должностное лицо, каждый работник выступают источниками (генераторами) инвестиционных идей.
В условиях рыночной экономики упустить возможность реализации эффективного инвестиционного проекта, значит ослабить рыночные позиции предприятия в долгосрочной перспективе, поэтому источников формирования таких идей должно быть много. Итак, инвестиционные идеи, возникающие в различных подразделениях, стекаются в специально сформированный центр, состоящий из высококвалифицированных сотрудников различного профиля и отвечающий за координацию усилий по реализации стратегии предприятия. В нем производится отсев тех идей, которые не соответствуют стратегическим целям. Например, если предусматривается ориентация на работу с крупными оптовиками, то нет необходимости в расширении сети розничной торговли.
Проблемы организации
финансового планирования на предприятии и их решение
После детального факторного анализа отклонений по основным подбюджетам возможно проведение заключительного этапа анализа, на котором на основе взаимоувязки отклонений по основным подбюджетам формируются нормативные выводы по итогам исполнения сводного бюджета предприятия в целом и определяются прио ...
Оформление результатов проверки
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксирует предмет проверки и сроки ее проведения. Форма справки приведена в приложении N 3 к Инструкции МНС России N 60. НК РФ не предусмотрена обязанность проверяющих предоставлять налогоплате ...
Методика оценки финансовых рисков на предприятии
Финансовый риск, как и любой риск, имеет математически выраженную вероятность наступления потери, которая опирается на статистические данные и может быть рассчитана с достаточно высокой точностью. Чтобы количественно определить величину финансового риска, необходимо знать все возможные последствия ...