Рассмотрим, как повлияло бы создание резерва по сомнительным долгам на финансовые результаты, суммы уплачиваемого налога на прибыль, а также на показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия "ДИМ", если бы было принято решение о создании резерва с 2007 г.
На протяжении 2007 г. у предприятия "ДИМ" имелось шесть заказчиков, дебиторская задолженность которых была просроченной: ЗАО "Орион", ООО "Вектор", ООО "Ника", ООО "Миг", ИП "Петров" и ИП "Сидоров", что отражено в Приложении 13
Для целей бухгалтерского учета резерв по сомнительным долгам создается в конце года с учетом финансового состояния должников в сумме не 1301 тыс. руб., а только 1012 тыс. руб. (в данном случае предприятие при формировании резерва использовало возможности по оценке платежеспособности заемщиков и вероятности погашения долга полностью или частично, предусмотренные п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете создается на основании инвентаризации, проводимой в каждом отчетном периоде. Для выявления влияния создания резерва на годовые финансовые результаты определим суммы создаваемого резерва по итогам инвентаризации дебиторской задолженности на 31.03.2007, 30.06.2007, 30.09.2007 и 31.12.2007, отразив это в табл. 3.1.
Таблица 3.1.
Расчет суммы резерва по сомнительным долгам ООО «ДИМ» в 2007 году (тыс. руб.)
31.03.07 |
30.06.07 |
Изм-е |
30.09.07 |
Изм-е |
31.12.07 |
Изм-е | |
Срок возникновения просроченной дебиторской задолженности свыше 90 дней |
349 |
398 |
49 |
422 |
24 |
483 |
61 |
45 – 90 дней |
585 |
623 |
38 |
747 |
124 |
818 |
71 |
Сумма резерва по сомнительным долгам |
642 |
710 |
68 |
796 |
86 |
892 |
97 |
По итогам инвентаризации дебиторской задолженности на 31.03.2007 выявлено, что сумма сомнительной задолженности с учетом НДС:
- со сроком возникновения свыше 90 дней - 349 тыс. руб.;
- со сроком возникновения от 45 до 90 дней - 585 тыс. руб.
Таким образом, резерв по сомнительным долгам по состоянию на 30.06.2007 создается в размере 642 тыс. руб. (349 тыс. руб. + 585 тыс. руб. x 0,5), что не превышает 10% от выручки за вышеуказанный период. Сумма резерва округлена до целых тысяч.
Инвентаризация, проведенная 30.06.2007, показала, что сумма сомнительной задолженности:
- со сроком возникновения свыше 90 дней - 398 тыс. руб.;
- со сроком возникновения от 45 до 90 дней - 623 тыс. руб.
Резерв по сомнительным долгам по состоянию на 30.06.2007 создается в размере 710 тыс. руб. По итогам инвентаризации дебиторской задолженности по состоянию на 30.09.2007 выявлено, что сумма сомнительной задолженности:
- со сроком возникновения свыше 90 дней - 422 тыс. руб.;
- со сроком возникновения от 45 до 90 дней - 747 тыс. руб.
Следовательно, резервы по сомнительным долгам по состоянию на 30.09.2007 создаются в размере 796 тыс. руб. По итогам инвентаризации дебиторской задолженности на конец 2007г. выявлено, что сумма сомнительной задолженности:
- со сроком возникновения свыше 90 дней - 483 тыс. руб.;
- со сроком возникновения от 45 до 90 дней - 818 тыс. руб.
Таким образом, резерв по сомнительным долгам по состоянию на конец 2007 г. будет создан в размере 892 тыс. руб. В соответствии с п. 3 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам включается в состав внереализационных расходов организации, что повлечет изменение налогооблагаемой базы и соответственно суммы текущего налога на прибыль. Согласно данным налоговой декларации по налогу на прибыль при создании резерва по сомнительным долгам сумма внереализационных расходов по итогам 2007 г. возрастет с 467 тыс. руб. до 1359 тыс. руб. (Приложение 14). В результате создания резерва по сомнительным долгам произойдет изменение следующих показателей Отчета о прибылях и убытках: прочих расходов, прибыли до налогообложения, текущего налога на прибыль и чистой прибыли (Приложение 15), постоянных налоговых активов и постоянных нал Анализ проведен с использованием данных бухгалтерской отчетности: формы № 1 – бухгалтерский баланс (Приложение 3) и формы № 2 – отчета о прибылях и убытках (Приложение 5).
Современная практика налогового регулирования в промышленно-развитых
странах мира
Сущность и содержание налогов в развитых странах как огосударствление национального дохода принимает на практике разнообразные формы с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговую систему страны. По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискаль ...
Принципы принятия инвестиционных решений
Принятие тех или иных инвестиционных решений, прежде всего, обусловлено целями и задачами каждого отдельного инвестиционного проекта. Таким образом, можно условно выделить две составляющие показателей эффективности проекта: качественную и количественную. Первая, как правило, является достаточно абс ...
Анализ состава, структуры и динамики прибыли предприятия
Анализ прибыли представляет собой исследование механизма формирования конечного финансово-хозяйственного результата во всем многообразии причинно-следственных связей и зависимостей в целом по предприятию, а также по отдельным ее видам в зависимости от направления изучения. Начальным этапом исследов ...