Доходы бюджетов образуются в результате распределения стоимости ВВП и являются объектом дальнейшего распределения централизуемой государством стоимости ВВП, направляемой на финансирование расходов бюджетов и предоставление государственных кредитов. Основной источник доходов бюджетов — национальный доход, который складывается из доходов хозяйствующих субъектов, образуемых в результате первичного распределения чистого национального продукта. К ним относятся предпринимательская прибыль (доход), заработная плата физических лиц, работающих по найму, природная рента. Источником доходов бюджетов может выступать и национальное богатство: доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности; продажи части золотовалютного запаса, других национальных ценностей; и т.п.
Пополнение бюджета может осуществляться за счет внутренних и внешних займов, кредитов. Однако эти средства не могут быть причислены к доходам бюджетов, так как они являются возвратными и платными, имеют временный характер. Кредиты и займы относят к источникам финансирования дефицита бюджетов. Чрезмерное использование заимствований для пополнения бюджета приводит к росту государственного долга и расходов на его обслуживание, означает перенос современных проблем на плечи будущих поколений. Отрицательные последствия для экономики страны может иметь эмиссия бумажных денег. Государство идет на это при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и займов становится затруднительным, а финансирование расходов — неотложным. В данном случае происходит рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, что усиливает инфляционные процессы и влечет за собой тяжелые социально-экономические последствия. В связи с этим эмиссия бумажных денег — нежелательный способ пополнения бюджета. В бюджетном законодательстве многих стран, в том числе и России, такая мера не предусмотрена.
Состав доходов бюджетов (формы их мобилизации) определяется финансовой политикой государства. Бюджетным кодексом РФ установлено, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также безвозмездных перечислений. Рыночные преобразования в Российской Федерации еще больше упрочили роль налогов в качестве основного источника доходов бюджетов, что соответствует мировым тенденциям, способствует укреплению правовой основы государства.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"), Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании статей 49 - 56, 61 Устава муниципального образования "город Магадан" и руководствуясь статьями 31 и 45 Устава муниципального образования "город Магадан", Магаданская городская Дума 30 ноября 2007 г. утвердила Положение "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании "город Магадан".
Рассмотрим основные моменты Положения.
Согласно главе 3, бюджет города Магадана разрабатывается и утверждается в форме решения Магаданской городской Думы.
Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
1. Бюджет города Магадана предназначен для исполнения расходных обязательств города Магадана.
2. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств не допускается.
3. В бюджете города Магадана в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств города Магадана, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств города Магадана, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.[10, ст. 6]
Бюджетное устройство города Магадана основано на принципах единства бюджетной системы, разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы, самостоятельности бюджета, равенства бюджетных прав, полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, сбалансированности бюджета, результативности и эффективности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, прозрачности (открытости), достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств, подведомственности расходов бюджетов, единства кассы, в соответствии со статьями 29 - 38.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.[10 ст. 7]
Бюджетная политика
Важнейшим звеном экономической политики государства является бюджетная политика. В ней отражаются все его финансовые взаимоотношения с юридическими и физическими лицами. Бюджетная политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк Росси ...
Порядок учета доходов и расходов
Индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности и деятельности, осуществляемой частными нотариусами. Учет доходов и расходов и ...
Налоговые доходы региональных бюджетов
1. Налог на доходы физических лиц действует с 1 января 1992 г. Его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками от: · источников в РФ и от источников за пределами РФ – для физических лиц, яв ...