Международный обмен товарами и услугами немыслим сегодня без участия банков, достижение реального экономического эффекта внешнеэкономических сделок зависит еще и от правильного выбора формы, в которой будут производиться расчеты по контрактам.
В международной торговле существует одна базовая дилемма. Представим себе экспортера и импортера, которые хотят заключить сделку. Однако живут они в разных странах, довольно далеко друг от друга, никогда ранее не встречались, говорят на разных языках, работают в разных политических, социальных и экономических условиях. Каждый хочет заработать и каждый придерживается принципа: «своя рубашка ближе к телу», поэтому они относятся друг к другу с настороженностью. Поскольку они практически не могут одновременно осуществить обмен товара на деньги, то каждый по-своему представляет схему расчета.
С точки зрения экспортера, сначала импортер должен оплатить товар, а поставка товара должна осуществляться экспортером только после получения денег. Импортер при этом рискует потерять деньги при недоставке товара. С точки зрения импортера ситуация должна выглядеть иначе: экспортер отправляет товар, а импортер оплачивает его только после получения. В данном случае экспортер рискует потерять товар при неоплате поставки.
Для того, чтобы обезопасить экспортера от риска непринятия товара, неплатежа или несвоевременного платежа, с одной стороны, и гарантировать импортеру надлежащее выполнение контрагентом условий контракта, с другой стороны, в качестве посредника между ними привлекается банк. Безналичные расчеты через банки осуществляются в различных формах: аккредитив, инкассо, авансовый платеж, расчеты по открытому счету, но наиболее приемлемыми, с точки зрения поиска консенсуса между контрагентами по внешнеторговому контракту являются документарное инкассо и документарный аккредитив.
Международные расчеты - это регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с экономическими, политическими, культурными отношениями между юридическими лицами и гражданами разных стран. Международные расчеты включают, с одной стороны, условия и порядок осуществления платежей, выработанные практикой и закрепленные международными документами и обычаями, с другой - ежедневную практическую деятельность банков по их проведению.
Международные расчеты охватывают расчеты по внешней торговле товарами и услугами, а также некоммерческим операциям, кредитам и движению капиталов между странами, в том числе связаны со строительством объектов за границей и оказанием помощи развивающимся странам. Подавляющий объем расчетов осуществляется безналичным путем посредством записей на счетах банков.
Для осуществления расчетов банки используют свои заграничные отделения и корреспондентские отношения с иностранными банками, которые сопровождаются открытием счетов лоро (иностранных банков в данном банке) и ностро (данного банка в иностранных). Корреспондентские соглашения определяют порядок расчетов, размер комиссии, методы пополнения израсходованных средств. Для своевременного осуществления международных расчетов банки обычно поддерживают необходимые валютные позиции в разных валютах в соответствии со структурой и сроками предстоящих платежей и проводят политику диверсификации своих валютных резервов. В целях получения более высокой прибыли банки стремятся поддерживать на счетах ностро минимальные остатки, предпочитая размещать валютные активы на мировом рынке ссудных капиталов, в том числе на еврорынке.
Деятельность банков в сфере международных расчетов, с одной стороны, регулируется национальным законодательством, с другой - определяется сложившейся практикой, которая существует в виде установленных правил и обычаев либо закрепляется отдельными документами. Условия платежа - важный элемент внешнеэкономических сделок. Среди них различаются:
Исполнение бюджета Республики Татарстан
Исполнение бюджета Республики Татарстан обеспечивается Кабинетом Министров РТ. Организация исполнения бюджета Республики Татарстан возлагается соответственно на Министерство финансов Республики Татарстан. Исполнение бюджета Республики Татарстан организуется на основе сводной бюджетной росписи и кас ...
Проблемы и перспективы
налоговой политики России
Данные аспекты налоговой политики предусматриваются в бюджетном послании президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах от 29.06.2011г., т.к. налоговая политика является составной частью бюджетной политики. В среднесрочной перспективе должно быть обеспечено решение следующих ...
Модели управления оборотными активами
Суть политики управления оборотным капиталом состоит в определении достаточного уровня и рациональной структуры текущих активов и в определении величины и структуры источников их финансирования. Выбор соответствующих источников финансирования оборотных активов в конечном итоге определяет соотношени ...