Финансовая аналитика » Особенности современной финансовой политики России » Финансовая политика РФ в период кризиса

Финансовая политика РФ в период кризиса

Страница 4

В таблице 2 приведены компании, которые уже договорились о рефинансировании своих внешних долгов у ВЭБа. Помимо этого известно, что заявки подали «ВТБ», ТНК-ВР, «Лукойл», АФК «Система». Однако государство не стремится делать задолжавшим предприятиям только приятное. Кредиты предоставляются на жестких условиях: залог экспортной выручки, включение представителей банка в органы управления заемщика, согласование с банком привлечения других займов и сделок по продаже активов свыше 10% стоимости компании, обеспечение, аналогичное обеспечению по зарубежному кредиту и другое. Таким образом, опасность утраты «национального контроля» (со стороны государства или национального капитала) над предприятиями уступает место опасности фактической национализации таких компаний. Причем компании из стратегических секторов, при всей неопределенности этого термина, в том числе и совершенно частные, окажутся в первых рядах.

Конечно, рефинансирование долгов не ведет к прямому и мгновенному огосударствлению. Все указанное выше может оказаться лишь предположениями. Зато к прямому и быстрому увеличению доли государства в экономике ведут следующие меры:

­ выкуп акций компаний, в том числе с госучастием, на сумму до 350 млрд. руб. (175 млрд. в 2010 году и еще 175 млрд. в 2011, если недооцененность будет сохраняться). По словам председателя ВЭБа Владимира Дмитриева, в ноябре 2010 г. его банк израсходовал около половины (85 млрд. руб.) уже выделенных денег, несмотря на это рост рынка так и не возобновился. Эффективность данных мер можно назвать спорной. Во-первых, механизм отбора поддерживаемых акций непрозрачен, но он не может быть прозрачен. Невозможно представить, что произойдет, если ВЭБ заявит, что сегодня он поддерживает курс Роснефти, а завтра Газпрома. Однако в таком случае непрозрачность дает возможность нажиться на господдержке не всему рынку, а лишь избранным. Во-вторых, особенно в нынешних условиях такая поддержка рынка приведет только к краткосрочной остановке падения курсов. Для стабилизации рынка и тем более для разворота тренда этих денег не хватит. Хотя некоторые спекулянты, несомненно, заработают.

­ инвестирование средств Фонда национального благосостояния в акции и облигации российских эмитентов. Следует напомнить, что согласно постановлению правительства РФ от 15 октября 2010 г., до 80% средств Фонда национального благосостояния могут быть направлены в акции и облигации. До 50% средств фонда (то есть в пределах 45–50 млрд. долл. к концу 2010 г.) могут быть инвестированы в акции, которые имеют листинг на ММВБ и РТС или включены в индексы MSCI World Index и FTSE All-World Index. Так же эти средства могут быть вложены в фонды, которые осуществляют соответствующие инвестиции.

Очевидно, что две последние меры увеличат долю государственной собственности. Хотя эта доля росла и без активных антикризисных мер на протяжении последних лет

Итак, вывод о начале нового этапа государственной имущественной экспансии (даже с учетом необходимого антикризисного компонента) не вызывает сомнений. Осталось лишь решить насколько это хорошо или плохо для российской экономики. Ответ на этот вопрос можно найти, обратившись к опыту зарубежных стран, переживавших подобные кризисы. Наиболее репрезентативным представляется опыт Японии, как раз потому, что государство сыграло в нем значительную, но при этом не лучшую роль. Пример Японии интересен тем, что государство оказывало большое влияние на экономику до кризиса, во время же кризиса государственное влияние усилилось многократно, что и привело к затяжной рецессии девяностых годов. Следует напомнить, что с 1990 по 2000 гг. ВВП страны увеличился лишь на 12% (1,1% в среднем за год) – это примерно в три раза ниже, чем за тот же период у США, и в два раза ниже, чем в странах ЕС. Вот почему девяностые годы в Японии были прозваны «потерянным десятилетием».

Как и в России, в Японии кризис начался с обвала котировок на фондовой бирже. Это случилось накануне 1990 года, 29 декабря 1989 г. индекс Nikkei Dow достиг пикового значения – 38 915 пунктов. В течение следующего года он упал на 38%, а сейчас колеблется в районе 8000 пунктов.

Как и в России, экономический рост накануне кризиса был очень быстрым. За десятилетие, предшествовавшее коллапсу, японская экономика выросла на 48% (среднегодовой рост порядка 4%; максимальный темп 6,8% был достигнут в 1988 году).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Налоговое планирование и прогнозирование как основа налоговой политики в России
Совершенствуя и развивая налоговую политику, Правительство руководствуется такими методами управления, как налоговым планирование и прогнозированием – составляющие часть налогового механизма. Для рассмотрения планирования и прогнозирования с точки зрения налогообложения, для начала целесообразно ск ...

Предложения по повышению эффективности использования и нормирования оборотных средств
Скорость оборота средств - это комплексный показатель организационно-технического уровня производственно-хозяйственной деятельности. На длительность нахождения средств в обороте влияют факторы внешнего и внутреннего характера. К факторам внешнего характера относится сфера деятельности предприятия, ...

Характеристика налога на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) установлен гл. 21 Налогового кодекса. НДС платят фирмы и предприниматели, если они не получили освобождение от уплаты НДС. Получить освобождение от уплаты НДС может как фирма, так и предприниматель. Для этого должны быть выполнены два условия. Во-первых, общая с ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru