Финансовая аналитика » Особенности современной финансовой политики России » Финансовая политика РФ в период кризиса

Финансовая политика РФ в период кризиса

Страница 4

В таблице 2 приведены компании, которые уже договорились о рефинансировании своих внешних долгов у ВЭБа. Помимо этого известно, что заявки подали «ВТБ», ТНК-ВР, «Лукойл», АФК «Система». Однако государство не стремится делать задолжавшим предприятиям только приятное. Кредиты предоставляются на жестких условиях: залог экспортной выручки, включение представителей банка в органы управления заемщика, согласование с банком привлечения других займов и сделок по продаже активов свыше 10% стоимости компании, обеспечение, аналогичное обеспечению по зарубежному кредиту и другое. Таким образом, опасность утраты «национального контроля» (со стороны государства или национального капитала) над предприятиями уступает место опасности фактической национализации таких компаний. Причем компании из стратегических секторов, при всей неопределенности этого термина, в том числе и совершенно частные, окажутся в первых рядах.

Конечно, рефинансирование долгов не ведет к прямому и мгновенному огосударствлению. Все указанное выше может оказаться лишь предположениями. Зато к прямому и быстрому увеличению доли государства в экономике ведут следующие меры:

­ выкуп акций компаний, в том числе с госучастием, на сумму до 350 млрд. руб. (175 млрд. в 2010 году и еще 175 млрд. в 2011, если недооцененность будет сохраняться). По словам председателя ВЭБа Владимира Дмитриева, в ноябре 2010 г. его банк израсходовал около половины (85 млрд. руб.) уже выделенных денег, несмотря на это рост рынка так и не возобновился. Эффективность данных мер можно назвать спорной. Во-первых, механизм отбора поддерживаемых акций непрозрачен, но он не может быть прозрачен. Невозможно представить, что произойдет, если ВЭБ заявит, что сегодня он поддерживает курс Роснефти, а завтра Газпрома. Однако в таком случае непрозрачность дает возможность нажиться на господдержке не всему рынку, а лишь избранным. Во-вторых, особенно в нынешних условиях такая поддержка рынка приведет только к краткосрочной остановке падения курсов. Для стабилизации рынка и тем более для разворота тренда этих денег не хватит. Хотя некоторые спекулянты, несомненно, заработают.

­ инвестирование средств Фонда национального благосостояния в акции и облигации российских эмитентов. Следует напомнить, что согласно постановлению правительства РФ от 15 октября 2010 г., до 80% средств Фонда национального благосостояния могут быть направлены в акции и облигации. До 50% средств фонда (то есть в пределах 45–50 млрд. долл. к концу 2010 г.) могут быть инвестированы в акции, которые имеют листинг на ММВБ и РТС или включены в индексы MSCI World Index и FTSE All-World Index. Так же эти средства могут быть вложены в фонды, которые осуществляют соответствующие инвестиции.

Очевидно, что две последние меры увеличат долю государственной собственности. Хотя эта доля росла и без активных антикризисных мер на протяжении последних лет

Итак, вывод о начале нового этапа государственной имущественной экспансии (даже с учетом необходимого антикризисного компонента) не вызывает сомнений. Осталось лишь решить насколько это хорошо или плохо для российской экономики. Ответ на этот вопрос можно найти, обратившись к опыту зарубежных стран, переживавших подобные кризисы. Наиболее репрезентативным представляется опыт Японии, как раз потому, что государство сыграло в нем значительную, но при этом не лучшую роль. Пример Японии интересен тем, что государство оказывало большое влияние на экономику до кризиса, во время же кризиса государственное влияние усилилось многократно, что и привело к затяжной рецессии девяностых годов. Следует напомнить, что с 1990 по 2000 гг. ВВП страны увеличился лишь на 12% (1,1% в среднем за год) – это примерно в три раза ниже, чем за тот же период у США, и в два раза ниже, чем в странах ЕС. Вот почему девяностые годы в Японии были прозваны «потерянным десятилетием».

Как и в России, в Японии кризис начался с обвала котировок на фондовой бирже. Это случилось накануне 1990 года, 29 декабря 1989 г. индекс Nikkei Dow достиг пикового значения – 38 915 пунктов. В течение следующего года он упал на 38%, а сейчас колеблется в районе 8000 пунктов.

Как и в России, экономический рост накануне кризиса был очень быстрым. За десятилетие, предшествовавшее коллапсу, японская экономика выросла на 48% (среднегодовой рост порядка 4%; максимальный темп 6,8% был достигнут в 1988 году).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Документооборот по финансированию расходов федерального бюджета
Статья 219 БК РФ гласит, что исполнение бюджета по расходам предусматривает несколько этапов, таких как: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. В целом процедура санкциониро ...

Актуальные проблемы повышения эффективности государственного финансового контроля
Одним из важнейших условий повышения эффективности работы органов государственного финансового контроля является своевременное обеспечение необходимой законодательно - нормативной базой, а также конструктивная поддержка высших органов государственной власти не на словах, а на деле. Ведь до сих пор ...

Анализ динамики и структуры налоговых поступлений в республиканский бюджет
График 1. Динамика и структура налоговых поступлений в республиканский бюджет с 1994 по 2000 годы (млрд.тенге). Как мы видим налоговые поступления растут с каждым годом. Причем даже за такой относительно краткий промежуток времени (с 1994 по 2000 годы) рост налоговых поступлений впечатляющ. Причем ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru