Финансовая аналитика » Методы оценки кредитоспособности предприятия » Подходы и методы оценки кредитоспособности заемщиков

Подходы и методы оценки кредитоспособности заемщиков

Страница 7

В современных условиях коммерческие банки разрабатывают и используют собственные методики оценки кредитоспособности заемщиков с учетом интересов банка.

Сбербанк России разработал и применяет методику определения кредитоспособности заемщика на основе количественной оценки, финансового состояния и качественного анализа рисков. Финансовое состояние заемщика оценивается с учетом тенденций в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на такие изменения. С этой целью анализируются динамика оценочных показателей, структура статей баланса, качество активов, основные направления финансово-хозяйственной политики заемщика. При расчете показателей (коэффициентов) применяется принцип осторожности, т.е. пересчет статей актива баланса в сторону уменьшения на основе экспертной оценки. Для оценки финансового состояния заемщика используются три группы оценочных показателей: коэффициенты ликвидности (К1, К2, К3); коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4); показатель оборачиваемости и рентабельности (К5). Согласно Регламенту Сбербанка России основными оценочными показателями являются коэффициенты (К1, К2, К3, К4, К5), а остальные показатели (оборачиваемости и рентабельности) необходимы для общей характеристики и рассматриваются как дополнительные к первым пяти коэффициентам. По результатам анализа пяти коэффициентов заемщику присваивается категория по каждому из этих показателей на базе сравнения полученных значений с установленными (достаточными). Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весами. Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений представлена в табл. 1.

Таблица 1. Категории показателей оценки кредитоспособности заемщика в соответствии с методикой Сбербанка России

Коэффициент

I категория

II категория

III категория

К1

0,2 и выше

0,15-0,2

Менее 0,15

К2

0,8 и выше

0,5-0,8

Менее 0,5

К3

2,0 и выше

1,0-2,0

Менее 1,0

К4, кроме торговли

1,0 и выше

0,7-1,0

Менее 0,7

К4, для торговли

0,6 и выше

0,4-0,6

Менее 0,4

К5

0,15 и выше

Менее 0,15

Нерентабельные

Следующий шаг – расчет общей суммы баллов (S) с учетом коэффициентов значимости каждого показателя, имеющих следующие значения: К1 = 0,11, К2 = 0,05, К3 = 0,42, К4 = 0,21, К5 = 0,21. Значение S наряду с другими факторами используется для определения рейтинга заемщика.

Для остальных показателей третьей группы (оборачиваемость и рентабельность) не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики хозяйствующего субъекта, его отраслевой принадлежности и других конкретных условий. Осуществляется сравнительный анализ этих показателей и оценивается их динамика.

Качественный анализ базируется на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа применяются сведения, представленные заемщиком, подразделением безопасности, и информация базы данных. На этом этапе оцениваются риски отраслевые, акционерные, регулирования деятельности хозяйствующего субъекта, производственные и управленческие.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Понятие, сущность и классификация налогов
На протяжении многих столетий определение самого понятия «налог» строилось на основании различных теорий налогообложения. Теоретики финансовой науки, исследуя проблемы налогообложения, на одно из первых мест всегда ставили именно определение налога. Рассмотрим несколько определений данного понятия ...

Современные тенденции развития финансовых рынков за рубежом и их роль в финансировании экономики
В конце ХХ в. весьма четко обозначились новые направления и тенденции, по которым будет развиваться мировой рынок ценных бумаг в перспективе. Ниже рассмотрены эти ключевые тенденции, проявившиеся в странах с развитой рыночной экономикой. Их воздействие со временем будет отражаться и на характере фу ...

Организация потребительского кредитования
Минувший 2006 год для АО "Темiр Банк" стал очередным этапом успешной реализации стратегии сбалансированного и сфокусированного роста, нацеленной на достижение лидерских позиций на казахстанском рынке банковских услуг. В рамках этого этапа, Банку удалось существенно улучшить ряд важнейших ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru