Финансовая аналитика » Современная налоговая политика Российской Федерации » Понятие, сущность и классификация налогов

Понятие, сущность и классификация налогов

Страница 3

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. Функция представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства, инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В настоящее время в экономической науке нет единой устоявшейся точки зрения на количество выполняемых функций. Некоторые трактовки можно рассмотреть в виде таблицы 3.

Таблица 3 – Мнение экономистов о содержании сущности и функциях налогов

Экономист

Сущность налогов

Функции налогов

Профессор Дробозина Л.А. (Московская экономическая школа)

Выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание

Налоги отражают закономерности производства

Налоги имеют материальную основу, т.е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством

Фискальная

Регулирующая

Профессор Романовский М.В. (Санкт- Петербургская экономическая школа)

Налог должен взиматься с соблюдением принципов справедливости по отношению к плательщику и достижения большой эффективности взимания налогов.

Налог также является рычагом воздействия на экономику

Единственная - фискальная функция: нет денежных перечислений в бюджетный фонд – нет налога

Профессор Казак А.Ю. (Уральская экономическая школа)

Обеспечивает доходы государства

Создать необходимые условия для развития экономики в целом.

Обеспечения соответствующего объёма доходов бюджета, не в ущерб развития производственных сфер

Стимулирующая функция

Формирование денежных доходов (фондов)

Так же существует ещё множество мнений о функциях налогов у различных экономистов-финансистов. Я соглашусь с мнением И.А. Майбурова, что налоги имеют четыре основополагающие функции: фискальную, регулирующую, распределительную и контрольную. Остальные являются производными. Кроме того, в рамках регулирующей функции можно выделить три подфункции: стимулирующую, демонстративную, и воспроизводственную[17, с.148-150].

Все функции налога не могут существовать автономно, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своём проявлении представляют собой единое целое.

Разграничение функций налога носит условный характер, поскольку они осуществляются одновременно; отдельные черты той или иной функции непременно присутствуют в других.

Рассмотрим экономическую сущность и механизм реализации налоговых функций.

1.Фискальная функция

(от лат.Fiscus - государственная казна) – изъятие средств налогоплательщиков в бюджет – является основной функцией налогообложения[17, с.148].

Направление функции:

а) налоги выполняют своё предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ.

б) формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборотных, социальных, природоохранных и других функций.

2. Регулирующая функция[17, с.149].

Направление функции:

а) достижение определённых целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

- стимулирующую - развитие определённых социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций( предпочтений);

- дестимулирующую - препятствует развитию определённых социально-экономических процессов; её действие связанно с установлением повышенных ставок налогов;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Проблемы развития бюджетного федерализма
Расширение самостоятельности российских территорий и органов местного самоуправления актуализировали проблемы формирования реального бюджетного федерализма. Российский бюджетный федерализм проходит сегодня сложный этап становления, для которого характерны, с одной стороны, неизбежная борьба регионо ...

Финансирование расходов федерального бюджета органами федерального казначейства
Распорядители и получатели, находящиеся в ведении главного распорядителя, уведомляются о распределении главным распорядителем лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов как отдельными документами расходными расписаниями, сформированными согласно приложению N 3 к настоящему Пор ...

Cистема налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) устанавливается гл. 26.1 НК РФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения. Применение ЕСХН не требует принятия на уровне регионов дополнительных правовых актов. Организации и предприниматели вправе добровольно перейти на уплату ЕСХН. Организации, ...

Главные категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru