Финансовая аналитика » Налоговая реформа 1998 года в Турции

Налоговая реформа 1998 года в Турции

Страница 1

Нынешняя налоговая система Турции сложилась в ходе более чем 75–летних преобразований, являвшихся составной частью европеизации политических и социально–экономических институтов, их эволюции из полуфеодальных и шариатских в рыночные и светские.

Турецкие налоги в республиканский период неоднократно подвергались реформированию – некоторые из налоговых реформ явились вехами не только в совершенствовании финансово-бюджетной сферы, но и всего государственного аппарата. Такой по своему содержанию и последствиям была отмена в 1925 г. ашара – феодальной десятины, краеугольного камня шариатской налоговой системы. Не меньшее значение в модернизации и европеизации финансово–экономического хозяйства страны сыграли реформы подоходных налогов, преобразованных в 1949–1950 гг. по западным образцам (за основу были взяты западногерманские подоходный и корпоративный налоги), а в 1985 г. – введение налога на добавленную стоимость (НДС). Эти нововведения сопровождались упразднением устаревших и малоэффективных налогов или же их передачей в распоряжение местных бюджетов. Наконец, в 1998 г. в Турции был принят Закон о налоговой реформе, в определенной мере являющийся итоговым.

Основными целями проводившихся в Турции налоговых преобразований было:

1) общее повышение фискальной эффективности налоговой системы в связи с ростом государственных расходов;

2) использование налогов в качестве инструмента экономического и социального регулирования в соответствии с целями общей стратегии развития (поддержка национального производства, промышленный протекционизм, обеспечение социально–политической стабильности и др.);

3) сближение турецкой налоговой системы с налоговыми системами стран Запада – основных партнеров Турции по внешним экономическим связям, процесс такого сближения начался уже в 19 в. с вовлечением Османской империи в орбиту колониальной политики западноевропейских держав – уже тогда в Турецкую налоговую систему были внедрены некоторые элементы европейских налогов.

Несмотря на существенное осовременивание, турецкая налоговая система в последние десятилетия все менее справлялась со своей главной задачей – мобилизацией денежных средств для финансирования бюджетных расходов. Рост экономического потенциала страны не сопровождался адекватным расширением налоговой квоты (налогового перераспределения ВВП).

Во второй половине 90-х гг. она составляла лишь 15% для налогов центрального бюджета, 18% – с учетом местных налогов и 22% – вместе с выплатами в систему социального страхования. В странах ЕС эти показатели в среднем в два раза выше 1.

Основные причины низкой фискальной эффективности турецких налогов заключаются в следующем:

– главным объективным ограничителем роста налогового перераспределения ВВП в Турции остается невысокий абсолютный и среднедушевой размер последнего – во второй половине 90–х гг. ВВП страны составлял около 190 млрд. долл., а средне–душевой доход 3000 долл. 2, что на несколько порядков меньше, чем в развитых странах с высокой налоговой квотой;

– преобладание в экономике мелкотоварного сектора, доходы которого распылены, слабо поддаются учету и регистрации, их трудно охватить налогами, особенно прямыми; большие масштабы теневой экономики; уклонения от налогов, в том числе и их неуплата на законных основаниях, как следствия политики протекционизма по отношению к частному предпринимательству;

– неудовлетворительное состояние налогового контроля и налогового аппарата, не отвечающая требованиям квалификация и нередкая коррумпированность его кадров.

Слабая фискальная эффективность налогов (а ими в Турции обеспечивается около 85% обычных доходов центрального и около 60% местных бюджетов) в условиях опережающего и непрерывного расширения государственных расходов заставляет правительство широко пользоваться заемными средствами для финансирования хронических дефицитов, величина которых часто в два–три раза превышает установленную международными финансовыми организациями (МВФ и др.) максимально допустимую норму в 3% ВВП. 3

Привлечение внутренних и внешних займов для финансирования бюджетных расходов привело к стремительному росту государственного долга, платежи по погашению основных сумм и процентов по которому превратились в 90–е гг. в основную статью бюджетных расходов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Анализ прочих показателей финансовых доходов и расходов
Значительное влияние на величину прибыли оказывают Финансовые результаты от прочих операций, не связанных с осуществлением основных видов деятельности. В составе доходов и расходов от прочих видов операций выделяют следующее: · доходы и расходы, полученные от финансовой деятельности; · прочие доход ...

Выводы
Рассмотрев процесс развития ипотечного кредитования, как в России, так и в Вологодской области, можно сделать следующие заключения. Современная история ипотеки в России начинается с 1998 года, с принятия соответствующего Федерального закона. К настоящему моменту заложена законодательная база для фу ...

Анализ системы управления финансовыми рисками
Диагностику финансовых рисков ООО «Техинжиниринг» в системе и выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия по итогам прошедшего года проводит специалист экономического отдела. На основе результатов проведенного анализа главный экономист разрабатывает комплекс по управлению фи ...

Главные категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru