Финансовая аналитика » Налоговая реформа 1998 года в Турции

Налоговая реформа 1998 года в Турции

Страница 3

В результате политики развития косвенных налогов их удельный вес в стоимости товаров и услуг более чем удвоился по сравнению с 1980 г. – с 5,1% до 11,4% в 1996 г. 7. Этот средний показатель значительно выше для товаров массового спроса, в цену которых входят не только НДС и другие центральные налоги, но и акцизы и сборы, взимаемые местными властями, в первую очередь – муниципальными. Усиление косвенных налогов наряду с инфляцией – важный фактор роста дороговизны в стране.

Среди прямых налогов основными в Турции являются подоходные – личный и корпоративный, их вклад в налоговые поступления в казну составлял 30% и 8,4% соответственно.

В течение всего периода после введения в Турции личного подоходного налога его особенностью было то, что, благодаря высокой начальной ставке (25%), свыше половины всех поступлений от него обеспечивали вычеты из заработной платы и жалования. Эта особенность личного подоходного налога постоянно служила примером социальной несправедливости при критике налоговой политики власти – в 1996 г., например, из 8700 тыс. общего числа плательщиков налога 70% были лица наемного труда, их доля в ВВП составляла 27%, а налоговое бремя – 44% 8.

Налоговая обязанность по личному подоходному налогу распространяется на резидентов и нерезидентов. Физические лица –резиденты – раз в год подают декларацию в налоговую службу (дефтердарлык) о своем годовом совокупном доходе. Нерезиденты платят подоходный налог только с дохода, полученного из турецких источников. Обложение подоходным налогом осуществляется по прогрессивной шкале, которая с 80–х гг. не менялась, периодически пересматривалась лишь изменявшаяся из–за хронической инфляции сумма облагаемого дохода:

Ставки личного подоходного налога в Турции в 1997 г.

Сумма облагаемого годового дохода, млн. лир

Ставка налога, %

0 – 500

 

25

500 – 1000

 

30

1000 – 2000

 

35

2000 – 4000

 

40

4000 – 8000

 

45

8000 – 16000

 

50

выше 16000

 

55

Ставка корпоративного налога, взимаемого с юридических лиц, первоначально составляла 25% (в некоторых случаях она снижалась до 20%) одинаково для резидентов и нерезидентов. Однако введение дополнительных удержаний и надбавок привело к тому, что реальный корпоративный налог достиг в 90–е гг. 44%. Взимание корпоративного налога осуществляется на основе ежегодно подаваемых в налоговую службу деклараций от частных и государственных компаний, кооперативов и некоторых др. объединений и фондов. Сумма облагаемого дохода устанавливается после вычета из валового дохода юридических лиц целого ряда издержек, прибылей, пожертвований и т.п. Величина облагаемого дохода снижается еще более в случае, если юридическое лицо обладает так называемым поощрительным сертификатом (teşvikbelgesi). Этот документ, выдаваемый властями компаниям–инвесторам, действующим в приоритетных отраслях и регионах, предоставляет им целый ряд налоговых скидок и освобождений и, кроме того, дает им право пользоваться льготными кредитами государственных банков, скидками по транспортным и энерготарифам 9. Чтобы получить такой сертификат, компания должна отвечать ряду требований не только в отношении ее капитала, но и используемых технологий, экспортного потенциала, создания рабочих мест. Степень предоставляемых налоговых и иных льгот в большой мере зависит от территориального размещения инвестиций. Соответственно этому требованию, территория страны подразделяется на 4 категории:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Динамика исполнения бюджета Республики Татарстан по доходам в 2007–2009 гг
Республиканский бюджет Республики Татарстан по доходам (с учетом безвозмездных перечислений и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) исполнен в следующем объеме: за 2005 год – 75 023,95 млн. руб. за 2006 год – 73 755,43 млн. руб. за 2007 год – 87 290, 05 млн. руб. за 2 ...

Экономическое содержание и значение бюджетного процесса
В первую очередь, что такое бюджетный процесс. Это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов власти по составлению, рассмотрению и утверждению проектов бюджетов, а также деятельность органов власти по исполнению бюджетов и контролю за их исполнением. В настоящее время основным прав ...

Возможные варианты решения проблем досудебной процедуры с применением зарубежного опыта
В этой ситуации возможно в целях «принципа беспристрастности и справедливого учета прав налогоплательщика» создать в структуре Управления федерального органа исполнительной власти по субъекту РФ, уполномоченного в сфере контроля и надзора за соблюдением налогового законодательства, отдел по работе ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru