Финансовая аналитика » Налоговая реформа 1998 года в Турции

Налоговая реформа 1998 года в Турции

Страница 2

Как видно из приводимых ниже официальных данных, стремительно растущая долговая кабала привела к тому, что в 90–е годы бюджетные платежи по погашению основных сумм и процентов сравнялись, а затем стали превышать налоговые доходы–в 1996 г. уже на целый порядок 4.

В качестве другого источника бюджетного финансирования использовалась практически неограниченная денежная эмиссия: ее прямым следствием стала гиперинфляция (среднегодовой рост цен в Турции в 90–е гг. составил 80–90%), создавшая обстановку финансово–экономической нестабильности с такими ее негативными последствиями, как широкомасштабное переключение внутренних и привлекаемых извне инвестиций в спекулятивные, в том числе биржевые операции, скупку земли и иной недвижимости, усиление неравномерности в распределении доходов и углубление пропасти между богатством и бедностью, размывание средних слоев и т.д. Все это тормозило продвижение страны по пути экономического и общественного прогресса, вело к нагнетанию социально–политической напряженности, усиливало позиции исламистов и иных политических сил, противящихся демократическим и рыночным преобразованиям.

Обострение политической борьбы, в том числе между политическими партиями, входящими во власть, явилось одной из основных причин задержки в проведении налоговой реформы, о необходимости которой в стране заговорили уже в начале 90–х гг. Не смогло провести такую реформу и правительство Т. Чиллер в период финансово–экономического кризиса 1994–1995 гг., несмотря на то, что такая реформа входила в его стабилизационную программу, принятую по требованию МВФ. Учитывая рост бюджетных дефицитов, обострение проблем с изысканием средств для выполнения долговых обязательств, коалиционное правительство ПС–НДП во главе с М. Йылмазом – опять–таки под сильнейшим давлением МВФ, который в качестве условия предоставления Турции кредитов в период 1998–2000 гг. продолжал настаивать на безотлагательном проведении налоговой реформы, – приступило к ее подготовке. Но прежде чем перейти к конкретному рассмотрению этой реформы, следует кратко охарактеризовать ныне действующую налоговую систему Турции.

Как уже отмечалась, в структурном отношении турецкая налоговая система уже в целом соответствует принятым в мировой практике большинства развитых и развивающихся стран с рыночной экономикой стандартам. Налоговые поступления в центральный бюджет обеспечиваются сравнительно небольшим числом современных налогов – подоходными (личными и корпоративным), НДС и некоторыми другими (см. таблицу в приложении). Малодоходные налоги, включая налоги на недвижимое имущество, ряд акцизов и сборов, среди которых можно встретить реликтовые, почти средневековые формы, в разное время были переданы из центрального в бюджеты муниципальных, провинциальных и деревенских органов управления.

В 80–90–е гг., в связи с переводом турецкой экономики целиком на рыночные принципы, государство существенно усиливает поддержку частного предпринимательства, в том числе и через предоставление частичного, а в некоторых случаях полного освобождения от уплаты подоходных налогов, а также НДС и таможенных пошлин. Рост налоговых поступлений в бюджет в возрастающей мере обеспечивается за счет косвенных налогов, ставки которых повышаются, также как и расширяется круг облагаемых ими товаров и услуг. За период с 1980 по 1996 гг. доля налогов на прибыль и прирост капитала в общей массе налоговых поступлений в центральный бюджет снизилась с 61,8 до 38,6% 5.

Базовым косвенным налогом стал введенный в 1985 г. НДС, который был распространен на большинство товаров и услуг как национального, так и зарубежного происхождения. В 1996 г. им была обеспечена треть всех налоговых поступлений в казну, в том числе – 18,6% от обложения местных и 14,7% – импортных товаров и услуг. Ставки НДС в первое десятилетие после его введения неоднократно пересматривались: для бюджета максимальные ставки НДС представляли наиболее простой способ мобилизации доходов, но повышению ставок активно противились объединения частного сектора и профсоюзы. В результате достигнутого компромисса во второй половине 90–х гг. общая ставка по НДС составляла 15% с дифференциацией в зависимости от вида товара и услуги 6. По минимальным ставкам – от 1 до 5% – облагаются товары массового потребления и некоторые необработанные сельскохозяйственные продукты; сравнительно невысокими – от 6 до 12% – являются ставки на продукцию производственного назначения (полуфабрикаты, технические изделия, удобрения и ядохимикаты и др.); по ставкам до 15% облагаются потребительские товары длительного пользования, от 20 до 40% и более – предметы роскоши. Высокой фискальной эффективности НДС в Турции способствует повсеместное внедрение кассовых аппаратов, а также частичная возвратность налога потребителям через систему чеков. Помимо НДС, действуют налоги на потребление нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива и др. продуктов, используемых владельцами транспортных средств), на операции банков и страховых компаний, на покупку автомобилей, гербовой и некоторые др. сборы. Одной их характерных тенденций в эволюции турецкой налоговой системы является падение роли таможенных пошлин, взимаемых с импорта, – экспорт турецких товаров не только ими не облагается, но напротив, поощряется в форме частичного возврата внутренних налогов. Данная тенденция связана с политикой активного включения страны в мировой рынок, в первую очередь, – с условиями ее ассоциации в ЕС, а с 1996 г. – с принятием ее в Таможенный союз ЕС. Кроме того, подавляющая часть ввозимых в страну средств производства, доминирующих в импорте, либо вообще освобождена от импортной пошлины, либо облагается по минимальным ставкам. Тем не менее, это не означает утрату фискальной роли налогов на внешнеторговые операции – они обеспечивают около 18% поступлений в центральный бюджет, т.к. помимо таможенной пошлины с них взимают НДС, а также специальные отчисления в пользу внебюджетных фондов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

История развития лизинга в России
Лизинг известен человеку с незапамятных времен. Самые ранние документы об аренде датируются примерно 2000 годом до н.э. Глиняные таблички, обнаруженные в древнем шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли и водных источников, волов и других животных. Эти гли ...

Анализ системы управления финансовыми рисками
Диагностику финансовых рисков ООО «Техинжиниринг» в системе и выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия по итогам прошедшего года проводит специалист экономического отдела. На основе результатов проведенного анализа главный экономист разрабатывает комплекс по управлению фи ...

Факторный анализ рентабельности продукции
Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет следующий вид: Ра ...

Главные категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru