Финансовая аналитика » Налоговая реформа 1998 года в Турции

Налоговая реформа 1998 года в Турции

Страница 6

Проведение реформы рассчитано на три года – это позволит осуществить плавный переход к новым правилам и нормам, обеспечить его необходимыми организационными и техническими средствами.

По мнению турецких экономистов, Турция сможет в случае последовательного проведения в жизнь намеченных мер существенно поднять использование своего налогового потенциала, одновременно гармонизировав свою налоговую систему с системами стран ЕС.

Интересны данные, обнародованные в ходе подготовки реформы и характеризующие основные недостатки и изъяны действующей налоговой системы, вскрывающие причины ее фискальной неэффективности:

– Значительная часть экономики – до 50% – вообще не охвачена прямыми налогами, а та, которая ими охвачена, любыми способами стремится их не платить. При общей численности предпринимателей и лиц свободных профессий в 6,5 млн. чел. подоходный налог платят лишь 2648 тыс. или 40,7% 15. Плательщики наивысшей группы по уровню дохода уплатили в 1996 г. подоходный налог на общую сумму 88 млн. лир в среднем каждый, что крайне мало, учитывая инфляционный рост доходов; 16

– Чрезвычайно велики масштабы утайки доходов, неполное их декларирование – этим способом от уплаты налогов уклоняется 96,5% налогоплательщиков. В том числе, при сборе гербового сбора на каждые 100 лир объявленного дохода – 317 лир скрывается, при уплате налога на наследство и дарение – соответственно 119 лир, подоходного налога – 130 лир, корпоративного –42 лиры, НДС – 3,4 лиры; ежегодно казна не досчитывается до 40% потенциальных поступлений от НДС и 60% – от подоходных налогов и т.д.; 17

– Вообще не платят налоги при получении прибыли от своей деятельности – 5 тыс. действующих в стране вакуфов (фондов) и 67 тыс. дернеков (обществ);

– При общей численности плательщиков глобального подоходного налога в 60 тыс. (ремесленники, мелкие торговцы, кустари и т.п.), каждый из них вносил в среднем 28 млн. лир в год или 60% суммы, взимаемой с минимальной заработной платы наемных работников 18.

Хотя подготовка проекта реформы была завершена уже в конце 1997 г. и предполагалось, что он будет рассмотрен и принят парламентом в начале 1998 г., он еще полгода изучался и дорабатывался в парламентских комиссиях. Лишь 14 июня он был внесен на обсуждение пленарного заседания парламента. Парламентские слушания продолжались (несмотря на жару) почти пять недель. В окончательном виде Закон о налоговой реформе был принят парламентом 22 июля 1998 г. и после утверждения его Президентом страны С.Демирелем был опубликован в «Ресми Газете» (официальной газете). В полном объеме он войдет в силу с 1 января 1999 г.

Ниже излагаются основные моменты Закона о налоговой реформе 1998 г. 19.

Наибольшим новациям подверглись подоходные налоги – личный и корпоративный. Существенно расширена база личного подоходного налога – согласно заново сформулированному в законе понятию «доход», последний исчисляется как «чистая сумма всех видов доходов и прибылей, полученная в течение календарного года физическим лицом и образующая источник для расходов и сбережений». Таким образом, в круг плательщиков подоходного налога включены предприниматели, в том числе действующие в сельском хозяйстве, коммерсанты, лица наемного труда, лица, получающие доходы от сдачи в аренду движимого и недвижимого имущества, биржевые игроки, лица свободных профессий, и все другие, независимо от источника получаемого дохода. Каждому гражданину страны присваивается индивидуальный налоговый номер, не имея которого нельзя оформлять нотариальные сделки, куплю–продажу недвижимости и т.д.

Снижаются верхняя и нижняя ставки шкалы личного подоходного налога: с 25 и 55% до 20 и 45% в 1998 г. и до 15 и 40% – с начала 1999 г.

Снижение нижней ставки – долгожданная уступка трудящимся, которые в течение десятилетий вели борьбу против переложения на них основного бремени по данному налогу. Ощутимо снижена ставка на наиболее крупные доходы – теперь она приближена к соответствующим ставкам, применяемым в западноевропейских странах. То же самое относятся и к ставке корпоративного налога, которая установлена в размере 30% взамен прежней, превышавшей (вместе с надбавками) 40%.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Это интересно:

Налоговая нагрузка предприятия
Один из важнейших аспектов функционирования российской налоговой системы – это проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия. И главной задачей всех налоговых реформ служит снижение налоговой нагрузки при условии компенсации выпадающих доходов, но не определен ...

Принципы принятия инвестиционных решений
Принятие тех или иных инвестиционных решений, прежде всего, обусловлено целями и задачами каждого отдельного инвестиционного проекта. Таким образом, можно условно выделить две составляющие показателей эффективности проекта: качественную и количественную. Первая, как правило, является достаточно абс ...

Методы оценки кредитоспособности юридических лиц
Оценка кредитоспособности заемщика юридического лица может быть проведена различными методами (от греч. methodos - путь исследования - теория, учение). Положение Банка России от 26 марта 2004 г. № 254-П [8] не дает рекомендаций по оценке кредитоспособности хозяйствующего субъекта. Положение рекомен ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru