Финансовая аналитика » Валютные курсы и инструменты регулирования в России и Беларуси » Особенности осуществления валютного регулирования в Республике Беларусь

Особенности осуществления валютного регулирования в Республике Беларусь

Страница 4

Рис. 3.7 - Международные резервные активы Республики Беларусь, млн. долл. США

Источник: [13]

Широкая денежная масса

на 31 декабря 2010 г. составила 45,8 трлн. руб. С начала года она возросла на 20,2%, или на 7,7 трлн. руб. (См. Рис. 3.8). Удельный вес валютной составляющей в широкой денежной массе снизился с 45,6% на 1 января 2010 г. до 44,2% по состоянию на 1 октября 2010 г. Это было связано с увеличением денежной массы и сокращением золотовалютных резервов. Ставка рефинансирования составила 10,5%, что на 2.5% ниже, чем в предыдущем году.

Рис. 3.8 - Динамика широкой денежной массы в 2010 г., млрд. руб.

Источник: собственная разработка на основе [13]

На основании тенденций развития денежного и кредитного рынков страны можно заметить, что поддержание валютного курса белорусского рубля не могло оставаться на прежнем уровне, т. к за 2010 г. денежная масса увеличилась 24,6 %, сальдо торгового баланса составило - 9 642,3 млн. долл. США, а золотовалютные резервы уменьшились на 11%, что было связано с эмиссией денег и поддержанием курса за счет валютных интервенций.

В период 2008-2010 г. г. денежная масса РБ увеличилась примерно в 2 раза, а курс рубля изменился на 9%, поэтому в будущем такая тенденция курсовой политики могла привести очень неблагоприятным условиям для страны.

В 2011 г. многое было сделано для исправления сложившихся макроэкономических дисбалансов (См. Рис. 3.9).

Рис. 3.9 - Изменение стоимости корзины иностранных валют и доллара США с 21 октября 2011 г. по 1 января 2012 г.

Источник: собственная разработка на основе [14]

На 2011-й год коридор колебаний курса белорусского рубля по отношению к корзине валют установлен в пределах +/-8%. [15].

Денежно-кредитная политика в составе единой государственной экономической политики была направлена на преодоление сложившихся дисбалансов в экономике, выход на единый курс белорусского рубля и обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности. Дисбалансы, которые возникли в Беларуси, были связаны с валютным курсом. Как можно видеть из рисунка 3.9 курс белорусского рубля стабильно находился на отметке 4000 рублей за 1 доллар США за период январь-май. Но так как курс поддерживался "искусственно", то официальный курс и рыночный курс отличались (официальный курс составлял 4000 руб. за 1 долл. США, а рыночный - 6600 руб. за 1 долл. США), что вызвало ситуацию множественности курсов. В связи с этим выход на единый курс был крайне необходим, чтобы не допустить в Беларуси ситуации середины 90-х годов, когда проявлялись характерные черты неразвитой экономики в виде наличия серого рынка валюты. Поэтому в целях недопущения этих последствий, Нацбанк в мае принял решение о выходе на единый курс белорусского рубля.

Для обеспечения максимальной упорядоченности, прозрачности и эффективности выхода на единый курс Национальным банком и Правительством был разработан соответствующий план мероприятий. План подразумевал 3 этапа устранения сложившихся диспропорций в экономике.

Этап I. Предварительные меры. Основной целью предварительных мер стало обеспечение условий, необходимых для выхода на единый обменный курс белорусского рубля за максимально короткий срок с минимальными издержками. Прежде всего проведено количественное ужесточение денежно-кредитной политики.

Кроме того, был повышен уровень процентных ставок. Ставка рефинансирования Национального банка была повышена с 10,5% годовых на 1 января 2011 г. до 35% годовых на 26 октября 2011 г.

Обеспечивается дополнительное увеличение международных резервных активов. Это способствует повышению доверия к проводимой курсовой политике и расширяет возможности Национального банка для проведения валютных интервенций и сглаживания колебаний обменного курса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Предложения по укреплению последующего государственного финансового контроля
В сфере исполнительной власти контроль за исполнением доходной части бюджета возложен на Министерство по налогам и сборам Российской Федерации, которое имеет свои региональные подразделения во всех субъектах Российской Федерации, городах и районах (в т.ч. и межрайонные). И опыта работы им не занима ...

Методика проведения камеральных налоговых проверок по налогу на прибыль
В настоящее время камеральными проверками в налоговых инспекциях занимается отдел камеральных проверок юридических лиц. Как правило, в инспекциях создается до трех отделов: один из отделов камеральных проверок занимается основными налогоплательщиками, другой – физическими лицами по всем уплачиваемы ...

Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2005 году составил более 1,5 триллиона рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров ...

Главные категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru